Рецессия в торговле маловероятна

| статьи | печать

Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле в III квартале остался в позитивной зоне и составил +6%, показывают данные опроса около 4000 руководителей коммерческих компаний, проведенного Росстатом. Основные показатели отрасли, по оценке экспертов ВШЭ, не дают весомых оснований говорить о серьезной «просадке» итоговых значений по сравнению с предшествующим периодом. Исключение составили лишь индикаторы финансового блока, продолжившие сдавать свои позиции.

Одним из важнейших позитивных результатов опроса стало сохранение на уровне II квартала положительных темпов рос­та основного результирующего индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ). В июле — сентябре текущего года он закрепился на отметке +6%.

Почему затянулась пауза

Затянувшаяся пауза акцентированного роста отрасли сопряжена, по мнению ученых Центра конъюнктурных исследований «Вышки», с пониженными деловыми ожиданиями предпринимателей относительно перелома стагнационной тенденции в российской экономике в ближайшее время. Это, в свою очередь, обусловливает невысокий потенциал их стратегических планов на будущее. Находясь в рис­ковой зоне конъюнктурных колебаний, предприниматели вынуждены думать «о дне сегодняшнем», тем самым нивелируя возможности внедрять и реализовывать различные варианты поступательного развития.

Оценки участников опроса показывают, что в III квартале по сравнению с предыдущим периодом потребительская активность несколько ослабла, лишив ретейлеров дополнительных источников удовлетворения спроса. Это выразилось в некотором сокращении новых заказов на поставку товаров. Значение баланса оценки изменения показателя составило +9 % (+7% в III квартале 2012 г.).

Вслед за небольшой просадкой спроса последовало сокращение темпов роста объема продаж и товарооборота (баланс оценки изменения данного показателя составил +4 против +8% во II квартале).

В то же время такой важнейший индикатор, как численность занятых, на фоне замедления роста новых заказов и оборачиваемости реализуемых товаров, отреагировал на складывающуюся конъюнктуру усилением темпов сокращения персонала. Четверть предпринимателей в III квартале отметили сокращение сотрудников. Вместе с тем снижение численности работников в определенной мере было обусловлено очередным обострением текучести кадров, возникающей в торговле после пика летних продаж.

В III квартале у руководителей торговых компаний расширился круг проблем, вызванных негативными тенденциями в их финансовом положении. Один из центральных показателей деятельности розничных организаций — прибыль — пос­ле балансирования на отметке 0 в анализируемом периоде взяла курс на понижение, составив –2%.

Средний сложившийся уровень торговой наценки в коммерческих организациях относительно II квартала не изменился и составил 27%. При этом, по мнению участников опроса, желаемая средняя торговая наценка, которая была бы достаточной для возмещения издержек обращения и обеспечила получение необходимой прибыли, составляет около 40%.

Правда, здесь нужно учитывать, что на ­ослабление финансового потенциала организаций повлияли сезонно-инфраструктурные проблемы. Речь идет о высоких транспортных расходах и тарифах арендных ставок, на что указали около 30% опрошенных.

Инфляционный фон в организациях розничной торговли в начале 2-го полугодия продолжал оставаться спокойным. Причем данная тенденция, обусловленная желанием предпринимателей стабилизировать спросовую ситуацию, прогнозировалась экспертами еще в апреле —­ ­июне. В результате завершение III квартала 2013 г. ознаменовалось незначительным понижательным ценовым трендом на реализуемые товары. В целом, как и в предыдущем периоде, об увеличении цен сообщили 45% руководителей компаний.

Барьеры все те же

Оценивая совокупность факторов, оказывающих лимитирующее воздействие на работу розничных организаций в III квартале 2013 г., эксперты ВШЭ указывают на отсутствие радикальных перемен в их составе.

По мнению большинства руководителей (54%), основное негативное воздействие на деятельность розничных фирм в отчетном квартале продолжали оказывать фискальные проб­лемы. Так, «высокий уровень налогов» в рейтинге ограничений сохранил лидирующие позиции, которые наблюдаются с начала 2011 г.

На фактор «недостаточный платежеспособный спрос», который, в свою очередь, существенно повлиял на сложившийся в отрасли портфель заказов и товарооборот, ссылались 46% респондентов.

Недостаточная обеспеченность торговых предприятий собственными финансовыми средствами вызывала обеспокоенность у 30% топ-менеджеров коммерческих компаний.

Позитив без форс-мажора

«К сожалению, ожидаемого качественного перелома в понижательной траектории развития в отрасли в III квартале не произошло, — отмечает директор ЦКИ ВШЭ Георгий Остап­кович. — Тем не менее наличие преимущественно позитивной динамики посткризисных трендов, отождествляющих цент­ральные показатели торговли, позволяет утверждать, что для данного сегмента экономики, по крайней мере в среднесрочной перспективе, риск наступления рецессии маловероятен».

Ученого беспокоит увеличившийся в экспертном сообществе и СМИ накал страстей относительно вероятной рецессии, что оказывает дестимулирующее влияние на весь потребительский сектор. В частности, в течение года модель потребления домашних хозяйств постепенно смещалась в формат накопления сбережений, что свидетельствует о наличии неуверенности и определенной степени волнения в обществе. Население все чаще откладывает покупки товаров длительного пользования, ослабляя действие потребительского мультипликатора на рыночную экономику в целом.

«В целом же, в сложившихся обстоятельствах, учитывая синхронность темпов развития отрасли, ожидаемый сценарий событийного фона по итогам деятельности 2013 г. позволяет надеяться на преимущественно положительное окончание, лишенное форс-мажорной окрас­ки», — прогнозирует г-н Остапкович.