Власти большинства стран пасуют перед коррупцией в оборонной промышленности

| статьи | печать

Две трети парламентов в различных странах мира не способны осуществлять эффективный контроль работы министерств обороны, уверены аналитики Transparency International, представившие на днях специальный доклад на эту тему. Россия, по их оценке, попала в группу с высоким коррупционным риском, рядом с Угандой и Танзанией.

Исследование, обнародованное 17 сентября, показывает, как парламенты в 82-х изученных странах способны противостоять коррупции в оборонке. В общем — плохо, «две трети представительных законодательных органов не способны осуществлять эффективный контроль работы минис­терств обороны и вооруженных сил», резюмируется на сайте TI.

Четырнадцать стран попали в нижнюю часть рейтинга, так как обнаружили практически нулевой уровень парламентского надзора за оборонной отраслью. Речь идет об Алжире, Камеруне, Кот-д’Ивуаре, Конго, Египте, Иране, Ливии, Катаре, Саудовской Аравии, Сирии и пр.

Только четыре государства попали в верхнюю часть рейтинга, продемонстрировав низкие коррупционные риски: Австралия, Германия, Норвегия и Великобритания. За ними расположились 12 стран, чьи парламенты осуществляют относительно эффективный контроль оборонной отрасли.

Россия по качеству парламентского надзора за ОПК попала в группу стран с высоким коррупционным риском вместе с Казахстаном, Танзанией, Турцией и Угандой.

«Коррупция в оборонной отрасли — это опасное, сеющее рознь и крайне дорогостоящее явление, за которое приходится платить военнослужащим, коммерческим компаниям, правительствам и гражданам, — считает директор TI-DSP Марк Пайман. — Большинство законодательных институтов разных стран теряет избирателей, так как оказывается неспособным контролировать гигантский оборонный сектор. Примеры удачных практик, содержащиеся в исследовании, могут помочь парламентам с проблемами, связанными с политической средой, недостатками законодательства или неверной политикой парламентариев».

Общая стоимость коррупции в оборонном секторе, по мнению специалистов Transparency International, достигает как минимум 20 млрд долл. в год. Данные основываются на сведениях Мирового банка и Стокгольм­ского института исследований проблем мира (SIPRI).

Исследование содержит вывод, что президентские политические системы более подвержены риску коррупции, чем непрезидентские.

Заметно, что коррупция возрастает там, где значительную часть населения составляют военные: крупная армия обладает возможностью более значительно влиять на работу правительства с помощью лоббизма и саботирования действий парламента по контролю оборонного сектора.

В предыдущей работе, опуб­ликованной в январе, TI изучала адекватность правительств в этой же сфере, и выводы были тоже мрачные: 70% стран не смогли защититься от коррупции в оборонном секторе. Индексы обоих исследований располагают страны по группам от A (крайне низкий уровень коррупции) до F (критический), более двух третей государств находятся в трех нижних группах: D(высокий), E (очень высокий) и F (критический). России в обоих индексах достался уровень D.

Присутствие на уровне D означает, что мы в компании тех 70% стран, которые, как пишет TI, «смотрят сквозь пальцы на нерациональные расходы в оборонном секторе и угрозы безопасности, поскольку у них отсутствуют инструменты противодействия коррупции».

Про объем расходов на оборонку недавно напомнил куратор военного сектора, вице-премьер Дмитрий Рогозин: «Мы до 2020 г. собираемся вложить в перевооружение российских вооруженных сил 500 млрд евро только на закупки, а на техническое переоснащение предприятий — 100 млрд долл.».