Половина госзакупок вызвала у экспертов большие сомнения

| статьи | печать

Неполный перечень необходимых документов, нарушение сроков, искажение цен и выбор «своих» подрядчиков по-прежнему активно используются чиновниками при проведении госзакупок. Такие выводы сделали эксперты Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) и «Деловой России» на основании анализа процедур закупок, сделанных в январе — июне нынешнего года.

На этой неделе НАИЗ представила результаты очередного мониторинга госзакупок на сумму свыше 1 млрд руб., размещенных на Общероссийском официальном сайте РФ (www.zakupki.gov.ru) в 1-м полугодии нынешнего года. В целом за январь — июнь 2013 г. эксперты ассоциации при участии «Деловой России» проанализировали 116 процедур на сумму более 258 млрд руб.

«Мониторинг сверхдорогих госзакупок ассоциация проводит уже второй год, — комментирует ситуацию гендиректор портала Fabrikant.ru, делоросс Сергей Габестро. — Наши эксперты отмечают, что по сравнению с 2012 г. заказчики стали готовить документацию гораздо качественнее и избегать прямых нарушений законодательства. Эти изменения связаны в том числе с повышением активности общественных обсуждений госзакупок».

Аналитики НАИЗ отмечают позитивный тренд при подготовке документации по закупкам, которые размещаются на официальном сайте департаментом города Москвы по конкурентной политике. Столичные заказчики используют типовую документацию, что почти полностью исключает возможности для манипуляций. Это успешный опыт, который необходимо распространять и в других регионах России.

Некоторые заказчики начинают самостоятельно внедрять элементы контрактной системы. Так, в новой системе преду­смотрено создание контрактных служб, если совокупный объем закупок превышает 100 млн руб. Если сумма меньше, то назначается контрактный управляющий. В нескольких закупках в проектах контракта уже встречаются назначенные контрактные управляющие.

Как ограничивается конкуренция

Вместе с тем в половине рассмотренных процедур обнаружены признаки ограничения конкуренции.

Самым популярным способом блокировки свободного доступа бизнеса к участию в госзакупках стало размещение неполного перечня необходимых документов, что мешает потенциальным поставщикам получить полноценное представление о закупке.

Неполный пакет документов заказчики разместили в 32 случаях.

При этом большинство из них после высказанных замечаний либо добавили недостающую документацию, либо отменили закупку и поместили ее заново, уже со всеми необходимыми документами.

В качестве примера эксперты НАИЗ приводят процедуры госзакупок ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства». Оно провело шесть процедур на общую сумму более 15,8 млрд руб., при этом каждый раз не размещало полный комплект документации. Лишь после того, как сотрудники НАИЗ обращали внимание на недочеты, заказчик вывешивал на ООС недостающую документацию либо отменял аукцион и объявлял новый с учетом поправок.

В пяти случаях заказчики некорректно указывали классификационный код продукции, не соответствующий предмету закупки, что затрудняло для потенциального поставщика поиск информации о торгах на официальном сайте.

Три раза документация была неоправданно разбита на множество архивов. Например, ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва — Архангельск Федерального дорожного агентства» размес­тило документацию, разбитую на 280 архивов.

В подготовке трех госзакупок документация была размещена с нарушением сроков, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ). К примеру, в каждой из процедур ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» присутствует одна и та же типовая ошибка — нарушение сроков размещения заказа (ч. 1 ст. 41.5 Закона № 94-ФЗ). Заказчик вывешивал извещение о процедуре 30 апреля, а срок приема документов указывал 15 мая, то есть устанавливал срок на пять дней меньше, чем прописано в законе. Правда, и в этом случае после высказанных замечаний госучреждение привело документацию большинства своих закупок в соответствие с законом.

В двух процедурах заказчики «забывали» конкретизировать направленность СРО поставщиков, тем самым оставляя себе возможность отклонить неугодных подрядчиков.

В некоторых ситуациях встречаются грубые нарушения законодательства. Так, в заказе на реконструкцию участка автомобильной дороги в Щелковском районе столичной области Главное управление дорожного хозяйства Московской области в обход ст. 55 Закона № 94-ФЗ включило в проект контракта возможность заключить договор с любым поставщиком без проведения конкурентных процедур при расторжении первоначального контракта.

Когда помогает только ФАС

В некоторых случаях ситуацию удавалось исправить лишь пос­ле вмешательства ФАС России. Ярким примером здесь стала закупка одномоторных учебных самолетов, проводимая ФГБОУ «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации». Обосновывая цену, заказчик сослался на коммерческое предложение, сделанное производителем и его дистрибьютором, но не указал стоимость эквивалента (возможно, он был бы дешевле, посчитали эксперты ассоциации).

Такой подход противоречил не только ч. 2 ст. 19.1 Закона № 94-ФЗ, но и письму ФАС России от 13.07.2011 № АЦ/27041. Тем не менее заказчик проигнорировал замечания, сделанные сотрудниками НАИЗ. Поэтому все материалы были переданы антимонопольному ведомству, и закупочная комиссия заказчика была оштрафована.

Полномочия ФАС России по контролю в сфере заказа сохранятся и в следующем году, после вступления в силу федерального закона о контрактной системе. В конце прошлой недели премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о разграничение полномочий в сфере госзакупок с 1 января 2014 г. Согласно этому документу регулированием госзакупок будет заниматься Минэкономразвития, а контролем — антимонопольное ведомство (в части оборонного заказа — Рособоронзаказ).

«Подписанное постановление о разграничении полномочий в сфере закупок, по сути, сохраняет за ФАС существующие сейчас полномочия по контролю в сфере госзаказа. В частности, по осуществлению контроля в части проводимых процедур по отбору исполнителя и заключению контракта», — прокомментировала предстоящие перемены начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС России Татьяна Демидова.

А Минэкономразвития, наоборот, получит новые полномочия. Это ведомство, по словам руководителя Центра эффективных закупок «Тендеры.ру» Кирилла Кузнецова, становится не только «оператором» контрактной сис­темы, но и будет проводить государственную политику в сфере госзакупок.