По минимуму и с опаской

| статьи | печать

Большинство россиян давно освоили технологические новинки и преимущества Интернета. В то же время сектор электронных платежей в России до сих пор остается мало востребованным. Портал Банки.ру выяснил, многих ли сограждан можно назвать «гаджетоманами» и как привить населению доверие к банковским дистанционным каналам обслуживания.

По данным исследования НАФИ, жизнь каждого второго россиянина так или иначе сопряжена с использованием банковских продуктов и услуг. Логично, что больше всего сограждане пользуются зарплатными картами (43% опрошенных), на втором месте — кредитки (26%). Кроме того, у 58% населения открыт счет в банке (текущий или депозит).

Также в течение последнего года 14% респондентов освоили интернет-банк, а 17% — мобильный банк. Наиболее технологично продвинутыми оказались мужчины и женщины от 18 до 35 лет, причем мобильный банкинг также, на удивление, охватил людей до 45 лет включительно.

В НАФИ полагают, что на ос­воение клиентами новых банковских продуктов, в том числе инновационных, в первую очередь влияет возраст пользователей. «Не секрет, что банковские инновации проникают в массы именно через молодых и активных клиентов, которым интересно попробовать новые, прогрессивные сервисы и услуги. Еще одним важным фактором является информирование россиян относительно появившихся инноваций. Просвещение и рассказ про новые возможности часто вовлекает в процесс пользования и более старшие возрастные группы», — считают в агентстве.

Судя по исследованию ­НАФИ, с передовыми банковскими технологиями россияне неплохо знакомы, однако далеко не все находятся, что называется, «в тренде». Персональный компьютер или ноутбук хотя бы раз в месяц используют две трети жителей нашей страны, обычный мобильный телефон — 87%. А вот популярные в развитых странах мира планшеты и смартфоны не так востребованы у соотечественников — ими активно пользуются только 21 и 27% респондентов соответственно. И, конечно, доля активных пользователей подобными гаджетами в старшей возрастной группе по понятным причинам близка к нулю.

Лишь каждый пятый респондент делает покупки через Интернет. Хуже того, на этом этапе весь прогрессивный онлайн-шопинг заканчивается, так как 37% из тех респондентов, кто делает покупки через Интернет, оплачивают заказ наличными курьеру.

В то же время не все специа­листы рынка считают, что имеет место прямая зависимость между наличием планшета, смартфона или компьютера и популярностью дистанционных каналов банковского обслуживания. В качестве примера они приводят данные, согласно которым в первой половине 2013 г. продажи смартфонов в России выросли на 45%, а их доля в общем объеме продаж мобильных аппаратов достигла 42%.

Существует мнение, что на сегодняшний день население России не обладает достаточным уровнем компьютерной и финансовой грамотности, который бы позволил всем свободно пользоваться не только интернет-банкингом, но и банковскими картами.

На сложившуюся тенденцию влияет и менталитет российского населения, которое до сих пор не хочет признавать новые передовые технологии, а если и пользуется ими, то «по минимуму и с опаской» из-за рисков возможной потери денежных средств при осуществлении дистанционных операций.

Более продвинутые клиенты кредитной структуры подключают сервис интернет-банкинга и используют его только в информационных целях, то есть в режиме ограниченного функционирования.

Еще более узкая группа отечественных клиентов выбирает банкинг исключительно для разовых операций или автоматических поручений.

Так, в последнее время специалисты рынка отмечают тенденцию к развитию «пассивных» автоматических функций по оплате различных услуг в банке (создание автоматичес­ких платежных поручений в интернет-банке), когда клиент просто совершает нужную ему запланированную операцию и в дальнейшем забывает о ней.

Банкиры уверены в том, что большинство отечественных клиентов распробуют дистанционные каналы, но на это потребуется время.