Рынок электронных платежей: мировые тенденции

| статьи | печать

Мировой финансовый кризис, как ни парадоксально, только усилил тенденцию устойчивого роста рынка электронных платежей. Основными трендами отрасли на сегодняшний день считаются: увеличение доли мобильных и небанковских платежей, движение в сторону создания альянсов и партнерских многопрофильных платежных групп для реализации комплексных платежных решений, а также развитие комбинированных банковских платежей. Такие данные приводятся в недавнем исследовании рынка, проведенном крупнейшим российским порталом в сфере высоких технологий CNews.

Многие секторы экономики, пребывающие на фоне глобальных финансовых проблем в условиях стагнации или минимального роста, могли бы позавидовать быстрорастущему сегменту электронных платежей.

Завидный рост

По оценке экспертов аналити­ческой компании IDC, специализирующейся на исследованиях рынка информационных технологий, прирост мировой элект­ронной коммерции за последние несколько лет составлял в среднем 20% в год. Аналогичную динамику продемонстрировал и рынок электронных платежей. Следует принять во внимание, что данный показатель в обоих случаях имеет серьезную регио­нальную вариативность. Эксперты считают, что дальнейшее поступательное развитие индустрии электронной коммерции будет напрямую зависеть от новых прорывных решений элект­ронных платежных сервисов вследствие технологического развития и стремления удовлетворить потребительский спрос.

Вместе с тем аналитики отмечают явную локализованность клиентских предпочтений. Ограничивающими факторами являются уровень развития технологий в конкретном регионе, существующие регуляторы платежного рынка и степень доверия потребителей к каждому из типов электронного платежа.

По данным экспертов, на сегодняшний день на мировом рынке сформировались следующие основные типы электронных платежей: через Интернет посредством банковской карты (распространение — порядка 53%), с помощью электронных денег (до 27%), с использованием мобильных телефонов (9%). На иные, локальные виды элект­ронных платежей приходится до 11% рынка.

Аналитики отрасли сходятся во мнении, что доля внебан­ковских операций будет особенно увеличиваться в секторе мобильных платежей: операторы связи и магазины мобильных приложений способны взять на себя проведение значительного количества транзакций, которое могло бы быть обработано банками.

Пока что преобладание банковского «пластика» над остальными видами платежей очевидно. Однако существующие тенденции на мировом рынке позволяют предположить, что эпоха доминирования электронных платежей по банковским картам постепенно движется к закату. Принимая во внимание потребительские предпочтения, стремление к упрощению платежного процесса, развитие технологий, обеспечивающих безо­пасность, можно с высокой долей вероятности говорить, что спрос будет двигаться в направлении мобильных и онлайн-платежей.

Единственным и значительным препятствием здесь выступают регуляторы рынков — центральные банки и иные финансовые учреждения, имеющие серьезные лоббистские возможности по сдерживанию конкурентов на платежном рынке.

Передел и модернизация

Уже длительное время на мировом рынке банковских карт, а значит и электронных платежей, доминируют лишь несколько крупных игроков — Visa, MasterCard, American Express. Тем не менее тенденция к возрастанию внутренней обработки платежных операций без задействования международных платежных систем в последнее время становится все более явной. После успешного запуска банковских карт UnionPay в Китае многие страны рассматривают возможность ввода аналогичных систем. В частности, Центробанком Индии создана система NPCI для управления внутренней дебетовой картой в сети RuPay, по сути, являющейся альтернативой международным карточным системам, включая Visa и MasterCard.

Для сохранения позиций на рынке онлайн-платежей мировые платежные системы используют различные стратегии. MasterCard, Visa, American Express и Discover наращивают усилия, чтобы иметь возможность конкурировать с провайдером платежей PayPal, в том числе за счет приобретений новых решений и установления партнерских отношений.

Так, Visa приобрела компанию Cybersource для увеличения возможностей использования кредитных, дебетовых и предоплаченных карт в онлайн-платежах.

Другой участник рынка, MasterCard, инвестирует 20 млн долл. в создание в России собственного центра обработки данных, чтобы привести свою систему в соответствие с требованиями российского законодательства к оператору нацио­нальной платежной системы, функционирующей на территории страны.

По мнению аналитиков, основным трендом 2013 г. с большой вероятностью может стать платеж комбинированный или представляющий собой совмещение мобильного и интернет-платежа. Подобные сервисы успешно внед­ряются основными игроками рынка, в частности компаниями Visa, MasterCard в сотрудничестве с Samsung и PayPal. Сохраняется также тенденция, обозначившаяся в 2012 г., — бурный рост рынка собственно мобильных платежей. Специалисты связывают это с дальнейшим ростом продаж смартфонов и развитием соответствующих технологий.

Прогнозы впечатляют

Как свидетельствует статистика, количество электронных операций по оплате товаров и услуг, в том числе с помощью мобильных устройств (так называемые мобильные платежи), достигло к 2010 г. 22,5 млрд транзакций. В 2013 г. прогнозируется рост показателя до 45,6 млрд транзакций, в 2017 г. — до 71 млрд.

По прогнозам, основывающимся на тенденции устойчивого рос­та числа электронных платежей в 2009—2013 гг., количество транзакций собственно онлайн-оплаты без учета мобильных платежей составит в текущем году 31,4 млрд долл., в 2014 г. — 37,4 млрд. долл. Такое наращивание объемов будет обеспечено тем, что скоростной и инновационный характер электронных платежных продуктов привлекает все большее количество потребителей, прежде всего на развитых рынках. Однако и на развивающихся рынках, где Интернет еще не настолько общедоступен (хотя число широкополосных подключений быстро растет), наблюдается та же тенденция.

Исследовательская и консалтинговая компания Gartner, специализирующаяся на рынках информационных технологий, прогнозирует рост объема мобильных платежей во всем мире в 2013 г. до уровня 235,4 млрд долл., что на 44% выше показателей 2012 г. В прошлом году мировой рынок мобильных платежей достиг 163,1 млрд долл. По прогнозам компании, к концу текущего года число пользователей услуг мобильных платежей во всем мире достигнет 245,2 млн чел. В 2012 г. таковых было чуть более 200 млн.