Рынок усложняется

| статьи | печать

Основным драйвером лизинговой отрасли в России сейчас является лизинг автотранспорта и строительной техники. Однако наибольшим потенциалом быстрого развития обладают сложноструктурированные финансовые продукты. Кроме того, особенно высока потребность в лизинге среди малых и средних предприятий. Такие выводы содержатся в недавно опубликованном исследовании рынка, проведенного порталом Bankir.ru.

Тот факт, что в России в 2013 г. произойдет снижение объема нового бизнеса в лизинге, не является большим секретом ни для участников рынка, ни для многочисленных экспертов отрасли. В то же время тенденция снижения общих темпов прироста нового бизнеса позволяет лизингодателям сосредоточиться на более глубокой отработке отдельных направлений.

Сосредоточиться на деталях

По мнению ряда экспертов, особенно перспективными на ближайшие 3—5 лет будут лизинговые сделки с автотранспортом (легковым, грузовым и специальным) и сложным технологическим оборудованием.

В последнее время стабильный спрос на лизинговые продукты показывают компании, которые обслуживают определенные территории. Данные компании могут, например, заниматься уборкой этих территорий или ремонтом дорог. Объемы контрактов увеличиваются, требовательность со стороны городских и муниципальных властей также возрастает, поэтому компании вынуждены приобретать более современную технику, во-первых, чтобы выигрывать тендеры, во-вторых, чтобы справляться с заказами. Также в Москве и других крупных городах сейчас формируется цивилизованный рынок таксомоторных услуг, и в этой связи уже резко возрос спрос на арендные автомобили.

Наименьший интерес со стороны большинства лизингодателей вызывает финансирование приобретения водного транспорта и авиатехники. Без целенаправленной государственной поддержки развитие независимых лизинговых компаний в этих сегментах затруднено, соответственно, традиционно эти сегменты рынка лизинга ­относятся к сфере интересов государственных лизинговых компаний.

Что касается «места рождения» техники, то отечественные лизингодатели по-прежнему предпочитают работать с европейскими, американскими или хотя бы российскими машинами. Однако и отношение к китайской технике постепенно меняется в лучшую сторону. В исследовании рынка, проведенном компанией «Новые маркетинговые решения» весной 2013 г., отмечается довольно высокая лояльность лизингодателей к китайской технике. В Москве наотрез отказываются финансировать машины из Поднебесной лишь 6%, в регионах этот показатель немного выше — 10%. Правда, китайская техника все еще ломается гораздо чаще, чем техника из развитых стран, а найти запчас­ти к ней по-прежнему намного сложнее. И все же качество машин из Китая неуклонно растет, а вместе с ним растет и желание финансировать их приобретение со стороны российских лизинговых компаний.

На традиционном рынке российского автолизинга в последнее время можно выделить следующие наиболее значимые тренды. Во-первых, на нем усиливается и ужесточается конкуренция. Во-вторых, улучшаются условия для лизингодателей. Это касается как повышения требований к заемщикам, так и самих условий сделки. В наилучшем положении оказываются постоянные клиенты лизинговых компаний: для их удержания и развития с ними партнерских отношений лизингодатели готовы предлагать выгодные ставки. В-третьих, происходит увеличение количества специальных программ с автопроизводителями и автодилерами. Здесь особенно «горячи» предложения лизингодателей, работающих с автопроизводителями на основе долгосрочного партнерства.

Гибридные продукты

Конечно, лизинг развивается не только в объемах — также меняется качественная структура отрасли и углубляется специализация ее компаний. Кроме того, в последнее время можно часто услышать, что клиенты становятся более требовательными и разборчивыми, а лизингодатели, в свою очередь, стремятся предложить все более диверсифицированный и клиентоориентированный набор ­продуктов.

Многие участники рынка считают многочисленные лизинговые продукты условностью, выделяя лишь два их вида: ­собственно финансовый лизинг, при котором по окончании договора предполагается переход имущества в собственность лизингополучателя, и оперативный (операционный), при котором имущество остается у лизинговой компании. ­Исходя из этой концепции, предмет ­лизинга вторичен по сравнению с условиями его предоставления.

Поэтому лизингодатели стараются, с одной стороны, оказывать востребованные клиентами услуги, а с другой — предлагают новые, в том числе гибридные виды сервиса, на которых можно заработать. Последние могут предлагаться как в собственном исполнении, так и с использованием аутсорсинга. Например, автолизинговые компании вводят систему «трейд-ин», предлагают топливные карты, помощь на дорогах и т.д. Также наблюдается тенденция к объединению лизинговых, банковских и страховых услуг под единым брендом.

Именно сложноструктурированные продукты, ориентированные на нужды конкретных отраслей, обладают большим потенциалом. В основном речь идет о финансировании различных видов сложного оборудования. Это сложные и дорогостоящие сделки, которые несут больше рисков, чем стандартные операции. Те лизинговые компании, которым удается выстроить организацию таких сделок и систему управления рисками, обеспечивают себе надежную долю рынка. Немаловажным инструментом здесь является применение государственных гарантий и участие в государственных программах. Напомним, что специальное оборудование традиционно считается одним из наименее ликвидных и рисковых предметов лизинга, особенно по сравнению с автотранспортом. Однако в 2013 г. многие лизингодатели называют эту нишу одной из наиболее перспективных и быстрорастущих.

Специфика малого бизнеса

Несмотря на наблюдаемое серьезное замедление, российский рынок лизинга еще очень далек от своего насыщения. Особенно высока потребность в этом инструменте среди малых и средних предприятий, однако именно они по-прежнему часто не имеют возможности воспользоваться данной финансовой услугой в полной мере, особенно если речь идет о финансировании приобретения оборудования. Лизинговые сделки с субъектами малого и среднего бизнеса имеют свою специ­фику, и многие лизинговые компании открывают специальные программы по работе с такими компаниями, но рисковая составляющая требует увеличения либо обеспечительных мер, либо удорожания сделки.

Причины, по которым для час­ти малых компаний недоступен инструмент лизинга, заключаются в недостаточной информированности потенциальных получателей о данной услуге и ее специфике, высокой непредсказуемости перспектив малых предприятий и низкой прозрачности такого бизнеса. Наконец, многие лизингодатели, которые в основном работают с индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом, сами испытывают проблемы с привлечением финансирования.

Кроме того, во многих малых компаниях финансовая отчетность едва ли отражает реальное состояние дел ввиду наличия «черной» бухгалтерии. Из-за этого лизинговым компаниям приходится тратить ­больше времени на изучение клиента.

В результате малому бизнесу или индивидуальным предпринимателям предоставляют только ликвидное имущество, также существенно растут процентные ставки, поскольку высокие ставки — это почти всегда плата за повышенные риски. И лизинговая компания значительно рискует не найти контрагента в случае неудачи свое­го клиента. Длительность и сложность судебной и исполнительной процедуры при лизинге вынуждает лизингодателей отказывать потенциальным клиентам среди малых предприятий.

Таким образом, сегмент малого и среднего бизнеса интересен лизингодателям прежде всего в сфере высоколиквидных активов, а именно автомобилей и грузовой техники, так как для этих видов имущества уже давно сформировался вторичный рынок. При этом компании охотнее финансируют приобретение легковых автомобилей, чем грузовых, так как ликвидность их вторичного рынка намного выше. По-прежнему рис­кованным сегментом отрасли остаются сделки со специальной строительной и дорожной техникой. Существует ряд рисков с лизингополучателями в дальних регионах России. Например, распространенные в Сибири и районах Крайнего Севера зимники (дороги, ­которые могут использоваться только зимой) выступают одним из таких рисков: техника простаивает длительное время в ожидании восстановления транспортного сообщения, что препятствует ее возврату. ­Повышенный износ часто перегружаемой самосвальной техники также является дополнительным фактором имущественного риска.