ФТС тормозит международные перевозки

| статьи | печать

Федеральная таможенная служба потребовала дополнительных гарантий уплаты пошлины от международных грузоперевозчиков. Эта мера может дорого обойтись не только предпринимателям, но и всей Российской Федерации, поскольку грозит исками в рамках ВТО и других международных организаций.

Федеральная таможенная служба России в письме от 04.07.2013 № 01-11/28474 потребовала от автоперевозчиков, доставляющих товары на территорию России или транзитом с использованием книжек Международных дорожных перево­зок (МДП, международное название — Carnet TIR), с 14 августа предоставлять дополнительное обеспечение исполнения обязательств по уплате таможенных пошлин, способы которого установлены положениями ст. 86 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Книжки МДП гарантируют в случае недоставки перевозимого грузовым автотранспортом товара выплату таможенных платежей на сумму до 60 000 евро. Они введены принятой в 1975 г. Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП для упрощения административных формальностей при международных автомобильных перевозках. С помощью книжек МДП автомобили международных грузоперевозчиков могут пересекать границу без уплаты пошлин и досмотра в пункте пропуска. Таможенная очистка и выпуск товаров на рынок производится на внутренних таможенных ­постах.

Книжки изготавливаются Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) и продаются грузоперевозчикам входящими в него национальными объединениями, которые представляют интересы транспортного сектора в государс­т­вах и признаны таможенными органами этого государства. Средства от продажи книжек аккумулируются и перечисляются в гарантийный фонд IRU в Женеве. В случае обнаружения таможенными органами нарушений национальное объединение — в России это Ассоциация автомобильных перевозчиков ­АСМАП, — обязуется уплатить все причитающиеся таможенные пошлины и налоги. Эти суммы возмещаются АСМАП из гарантийного фонда IRU.

ФТС России в упомянутом письме признала обеспечение, гарантированное книжками МДП, недостаточным. И потребовала от грузоперевозчиков с 14 августа 2013 г. обеспечивать исполнение обязанности по уплате пошлин деньгами, банковскими гарантиями, поручительством или залогом. Но введение этой меры было отложено до 8 сентября. Таможенники объяснили необходимость введения таких мер тем, что АСМАП накопила задолженность по уплате пошлин за недопоставку товаров, перемещаемых с использованием книжек МДП, в размере 20 млрд руб. и не желает ни выплачивать, ни урегулировать этот долг. Как пояснил руководитель ФТС России Андрей Бельянинов, таможенников также не устраивает, что возмещение пошлин от АСМАП они получают после долгих судебных процедур, а в случае предоставления банковских гарантий сумма возмещения сразу будет поступать в бюджет в безакцептном порядке.

Таможенная служба уверена, что грузоперевозчики от введения новых требований не пострадают, ведь законодательство предлагает им широкий ассортимент способов обес­печения, применение которых позволяет избежать задержек в пунктах пропуска на границе. А некоторые из них, по мнению ФТС, могут оказаться даже дешевле книжек МДП (их стоимость примерно 100 долл.).

Постоянный представитель IRU в Евразии Дмит­рий Ларио­нов считает, что, на самом деле, расходы грузоперевозчиков возрастут весьма существенно. К примеру, один из допустимых способов обеспечения — банковская гарантия — обходится минимум в 8% стоимости груза.

Кроме того, у ФТС нет полномочий объявлять в своем письме о фактическом выходе России из Конвенции МДП. Разу­меется, любой участник конвенции МДП имеет право выйти из нее, но в совершенно ином порядке, с принятием постановления Правительства России и ноты Министерства иностранных дел, после чего будет запущена процедура денонсации.

Д. Ларионов отметил, что решение ФТС России, устанавливающее серьезные барьеры для российского бизнеса, должно в обязательном порядке подверг­нуться публичному обсуждению и пройти антикоррупционную экспертизу, а также оценку регулирующего воздействия. А спор между АСМАП и ФТС должен быть разрешен либо в ходе переговоров, либо в суде.