Стимулирование роста: лучше поздно, чем никогда

| статьи | печать

План мероприятий, направленных на повышение темпов экономического роста, утвержденный президентом, вызвал неоднозначные отклики экспертного сообщества. Большинство экономистов приветствуют сам факт его принятия после затянувшихся дискуссий, но выражают сомнения в эффективности предлагаемых мер. Большая часть из них в лучшем случае даст результаты только в следующем году.

В начале августа глава государства утвердил план, предусматривающий ряд мероприятий, призванных стимулировать рост нашей почти увядающей экономики. Речь идет о мерах, направленных на повышение доступности банковского кредитования, развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной активности, улучшение делового климата и поддержку реального сектора экономики.

«Решение о принятии такого плана было правильным, — подчеркнул на круглом столе, организованном на днях агентством „Прайм“, замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. — Большинство мер, которые могут стимулировать экономический рост, в этой программе нашли отражение. Причем значительная часть этих мероприятий уже начала действовать».

Центральный банк последнее время, по оценке г-на ­Широва, склонен к смягчению денежно-кредитной политики. Кроме того, в определенной мере нам помогает постепенное улучшение внешнеэкономической ситуации. Также нужно учитывать начало реализации крупных инвестиционных проектов. Весь набор этих факторов свидетельствует, что во второй половине 2013 г. возможно более динамичное развитие нашей экономики. Правда, полную эффективность предлагаемых руководством страны мер можно будет оценить в конце текущего — начале 2014 г.

«Я придерживаюсь более мрачного мнения относительно плана мероприятий по стимулированию нашей экономики, — заявил доцент экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Олег Буклемищев. — Часть из них могут принести пользу, но могут и нанести вред».

Ученый весьма нелестно отозвался о дорожных картах по улучшению предпринимательского климата, которые сейчас разрабатывает Агентство стратегических инициатив (АСИ): «Я уже года два слышу о них. Сначала они активно обсуждались, потом был период, когда о них ничего не было слышно. В августе опять должны приниматься какие-то карты АСИ, посмотрим, что из этого получится».

Но я уже утратил надежду, что из дорожных карт АСИ что-то может вырасти».

Размещение временно свободных бюджетных средств в коммерческих банках, по словам г-на Буклемищева, не является задачей Минфина. Этим должен заниматься Центральный банк — управлять ликвидностью, рефинансировать коммерческие банки. Финансирование реконструкции участков БАМа и Транссиба, строительство скоростных магистралей за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) тоже вызывает сомнения. Даже бег­лый взгляд на эти проекты показывает, что ожидать коммерческой окупаемости здесь не приходится. Значит, средства будущих пенсионеров будут размещаться в лучшем случае под нулевую доходность. В целом план мер по стимулированию экономики, по мнению О. Буклемищева, недостаточен, чтобы вытянуть ее из ситуации стагнации. С ним согласен замдиректора Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Дмитрий Сорокин: «Удвоить ВВП очень просто. Если сознательные жены сознательных членов правящей партии зарегистрируют себя как ПБЮЛ, а их мужья будут им не отдавать зарплату, а оплачивать услуги, то ВВП удвоится. Нам же нужен качественный рост экономики».

Главным фактором, тормозящим экономику, по мнению ученого, является падение инвестиций. По итогам 1-го полугодия 2013 г. при приросте ВВП в 1,6% их снижение составило 1,4% к аналогичному периоду 2012 г. Для сравнения: в 1-м полугодии 2012 г. при росте ВВП на 4,8% инвестиции в основной капитал выросли на 12%.

«Подавляющую часть инвес­тиций в основной капитал дает частный бизнес. Что случилось, в результате чего частный бизнес перестал быть заинтересован в развитии собственных компаний?», — задал риторичес­кий вопрос г-н Сорокин.