Как остановить вымирание российской деревни

| статьи | печать

За последние два десятилетия по российским деревням словно мор прошел: число сельских населенных пунктов сократилось на 9200. Развернуть ситуацию вспять призвана госпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 г.». Однако ее финансирование составляет скромные 299,2 млрд руб. на семь лет (с военными расходами не сравнишь). Кроме того, она нацелена на индустриализацию села, а поддержке традиционного крестьянского хозяйства места там почти не нашлось.

Причиной запустения сель­с­ких территорий стали тяжкие условия проживания. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2—3 раза хуже городского, медицинские услуги (гарантированные, кстати, Конституцией) доступны менее чем половине сельских жителей, а получать среднее образование зачастую просто опасно для жизни — в школах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, сейчас учатся около 100 000 детей.

Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 г.» немного выправила ситуацию. В рамках ее реализации улучшили свои жилищные условия 16 400 семей. Уровень газификации на сетевой основе достиг 55,8% (в 2002 г. — 33,1%), обеспеченности сельского населения питьевой водой — 59,1% (в 2002 г. — 40,7%), продолжительность жизни выросла до 68 лет (в 2002 г. — 63,7).

Объем финансирования новой Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 г.», по словам директора департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза РФ Дмитрия Торопова на пресс-конференции в РИА «Новости», на этой неделе составляет 299,2 млрд руб. Она включает в себя практически все основные направления, которые были в прош­лом документе.

Вместе с тем в программе есть и существенные изменения. Она предполагает стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе (АПК) и создание новых высокотехнологичных рабочих мест.

Документ также предусмат­ривает активизацию участия граждан через грантовую поддержку в рамках реализации общественно значимых проектов. Кроме того, все мероприятия программы, которые будут реализовывать субъекты Федерации, должны быть комплексными и соответствовать планам развития сельских поселений.

«Представители многих госведомств были настроены против этой программы, — заявил член общественного совета при Минсельхозе Анатолий Упадышев. — Программа не решит основных проблем сельских жителей, но мы хотя бы начнем этот путь».

Однако не все эксперты настроены столь оптимистично. Концепция программы, заявленная ранее, и последняя редакция программы, по оценке директора Центра устойчивого развития сельских территорий Российского государственного аграрного университета — МСХА им. К.А. Тимирязева Александра Мерзлова, радикально различаются. Концепция была направлена на комплексное развитие сельских территорий, а программа нацелена на стимулирование инвестиционной активности для развития агропромышленного комплекса, создание высокотехнологичных рабочих мест.

«В программе исчезло такое важнейшее направление, как диверсификация сельской экономики. А это суть устойчивого развития села, — прокомментировал ситуацию г-н Мерзлов. — Также исчезла практически полностью экологическая политика. А без экологической политики устойчивое развитие невозможно, более того, само понятие „устойчивое развитие“ было в свое время предложено именно экологами».

В концепцию входила и такая цель — снижение региональной дифференциации в развитии территорий. Последняя же редакция программы только усилит региональную дифференциацию, потому что она предполагает точечные вливания. «Денег мало, вот и решили их не размазывать по территориям», — с грустью заявил А. Мерзлов.

«Программа в основном поддерживает АПК, индустриальное сельское хозяйство. А это разрушает культуру, уклад, традиции села. Лучшая международная практика программ устойчивого развития сельских территорий направлена на поддержку малых форм хозяйствования, крестьянства, диверсификацию сельской экономики. У нас же доминирует узкоот­раслевой агроцентричный подход», — заключил ученый.