Бизнес сферы услуг демонстрирует оптимизм

| статьи | печать

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг во II квартале превысил +7%, показывает опрос, проведенный Росстатом среди 5500 топ-менеджеров отрасли. Однако эксперты Центра конъюнктурных исследований ВШЭ подчеркивают, что именно во II квартале каждого года традиционно начинается весеннее-летний пик активности на рынке «сезонных» услуг (санаторно-курортных, туристических и гостиничных).

Динамика оценок предпринимателями изменения спроса на услуги в апреле — июне текущего года вышла в положительную зону как в целом по России, так и в столичном регионе. В Москве основой стабильного спроса послужил высокий по сравнению с большинством других регионов уровень благосостояния населения, в том числе наличие многочисленного среднего класса с достаточно высоким стандартом качества жизни, подразумевающим потребление разнообразных услуг, включая так называемый «необязательный» сервис. В Подмосковье складывается менее позитивная картина. Сезонный провал спроса на услуги в начале года был глубже, чем в целом по России и тем более по Москве.

Динамика показателей производственной деятельности сервисных компаний соответствовала изменению спросовой ситуации на рынке услуг. Оценки изменения стоимостного объема оказанных услуг, данные руководителями предприятий отрасли, вышли из отрицательной зоны и составили в целом по России +3%.

В Москве снижение объема оказанных услуг в начале текущего года сменилось в II квартале ростом, хотя и не слишком активным. Это подтверждает положительный баланс оценок изменения числа заключенных договоров (количества обслуженных клиентов) и стоимости оказанных услуг (+3 и +2% соответственно).

В то же время в Подмосковье сохранилась негативная тенденция в динамике показателей производственной деятельности. Балансы оценок изменения числа заключенных договоров и стоимости услуг остались в пределах отрицательной зоны, составив –7% и –1% соответственно.

Темпы снижения численности работников на сервисных предприятиях в II квартале пошли на убыль. Если в январе — марте динамика оценок предпринимателями изменения количества сотрудников составляла по России –7%, то весной и в начале лета этот показатель уже равнялся –4% (по столице — –2%, по Московской области — –1%).

Активизация производственной деятельности в II квартале 2013 г., к сожалению, не повлияла заметным образом на финансовый потенциал обследованных организаций. При постоянном росте издержек объем полученной прибыли продолжал снижаться, хотя и не так интенсивно, как в начале года. Баланс оценок изменения прибыли, полученных от респондентов Мос­квы, составил –2%, от опрошенных в столичной области — –16% при –5% в среднем по России.

Тем не менее сложившуюся в компаниях сферы услуг экономическую ситуацию большинство участников опроса оценивали как «благоприятную» или «удовлетворительную». Доля негативных оценок составляла лишь 13% по России, 6% — по столице и 10% — по Московской области. Как и следовало ожидать, наиболее оптимистично были настроены столичные предприниматели (37%), в целом по стране — 24%, по Мос­ковской области — 19%.

Самым значимым негативным фактором, лимитирующим работу сервисных компаний, стал недостаток финансовых средств (38% по России и Московской области, 17% — по Мос­кве). Вполне ожидаемый результат, если учесть тенденцию к снижению прибыли предприятий сферы услуг.

В качестве второго барьера на пути развития бизнеса опрошенные руководители отрасли указали налоговую нагрузку (36% в целом по стране, 20% — по столице и 43% — по Московской области).