Инновации в банковской сфере

| статьи | печать

Главными генераторами инноваций в финансовой сфере в Европе являются небольшие финансовые организации, а в России — коммерческие банки. Цель большинства инноваций — переход к персонализированному обслуживанию клиентов.

Банк Credit Suisse недавно провел исследование на тему «Инновации в финансовом секторе», в котором с помощью экспертов рынка попытался ответить на вопрос: «Какие инновационные изменения ждут банковскую сферу в ближайшем будущем?»

Стартапы обыгрывают банки

По утверждению экспертов, за последнее время количество участников финансового рынка заметно увеличилось, а значит, ужесточилась конкуренция и стали актуальными новые способы борьбы за клиента.

Теперь в финансовом мире активную роль стали играть не только банки и инвестиционные компании. Многочисленные мелкие финансовые организации вышли на этот рынок, потратив сравнительно небольшие суммы на компьютерные приложения и выступив с новыми, инновационными предложениями для клиентов.

Многие из этих стартапов финансируются венчурным капиталом. Они готовы принять риск того, что некоторые из их продуктов будут неудачными. И это позволяет им внедрять инновации гораздо более агрессивно.

Коммерческие банки же со своей стороны не могут позволить себе предложить клиентам продукты, которые не проверены временем, не апробированы рынком и, следовательно, с точки зрения регуляторов не могут функционировать должным образом.

Многие инновационные банки и финансовые компании, используя современные технологии, ориентируются на молодых людей, тех, которым сейчас от 15 до 30 лет. Известно, что именно эти люди склонны к новым медиапроектам. Современные сайты требуют наличия большого числа графических элементов, а создание этого, как правило, стоит недешево. Но рано или поздно банкам все равно придется искать способ, чтобы создавать так называемые «эмоциональные» сайты.

Кстати, многие передовые финансовые структуры имеют не только официальный сайт, на котором четко и информативно говорится об услугах и продуктах, но и собственную страницу в социальной сети (а иногда и в нескольких соцсетях), с помощью которой банк стремится стать ближе и понятней клиентам.

Новая структура рынка

Нынешний мировой банковский рынок структурирован, как правильная пирамида: с широким сегментом экономкласса, значительной долей стандартного сегмента и малой частью сегмента премиум. В недалеком будущем, говорят эксперты, останутся только эконом- и премиум-сегменты. При этом доля премиум-класса будет традиционно невелика, а значит, особенное значение для клиентов будет иметь экономсегмент.

И банкам потребуется создавать интеллектуальное программное обеспечение для того, чтобы клиенты экономкласса могли легко управлять своими бизнес-операциями.

Это означает, что банки уже сейчас должны предоставлять клиентам (среди которых немало неквалифицированных инвесторов) такие инструменты, которые позволят им улучшить финансовые навыки и научиться принимать самостоятельные инвестиционные решения.

Например, по мнению экспертов, клиентский интерфейс мобильных устройств должен быть настолько удобен, чтобы позволить сделать финансовые операции частью повседневной жизни клиента.

В эконом-сегменте банк должен быть постоянно доступен на мобильных телефонах клиентов, которые таким образом могут вести учет своих финансовых потоков. Пока не всем банкам, особенно крупным, это удается. Но даже те из них, которые обладают стратегическим пониманием необходимости предоставления персонализированного обслуживания, практически не имеют качест­венных инструментов для сбора и анализа необходимой для этого информации.

В то же время некоторые стартапы сегодня лучше знают своих клиентов, чем банки, утверждают эксперты.

Такие компании проводят анализ действий клиента и, основываясь на этой информации, генерируют специальные рекомендации. «Измените ваш кредитный договор, в противном случае вы теряете такую-то сумму денег каждый год по сравнению с другими нашими клиентами», — говорится в таких рекомендациях.

Клиенты ожидают, что их банк будет выступать в роли опытного тренера во всех их финансовых делах.

Банкам со временем придется принять на себя эту роль — и разобраться в новых потребностях своих клиентов.

Как говорят эксперты, опрошенные Credit Suisse, 40% доверия к банкам складывается из повседневного взаимодействия. А это значит, что вся их ежедневная работа должна быть эффективной.

А что у нас?

В России, как ни странно, генераторами основных инновационных проектов являются коммерческие банки. Именно они достаточно агрессивно «отбирают» часть рынка у других финансовых институтов, таких как брокерские компании, негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации. Между тем реализация концепции универсальных финансовых институтов на базе коммерческих банков в условиях надвигающейся рецессии — удовольствие крайне дорогое.

А пока уровень доверия к российским банкам, согласно недавнему опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), продолжает уверенно расти. При этом уровень лояльности клиентов к остальным финансовым институтам либо стабилизировался, либо незначительно снижается.