Минэкономразвития требует получше подумать над затратной для бизнеса заменой ККТ

| статьи | печать

Необоснованное повышение расходов бизнеса — не единственный недостаток законопроекта, нацеленного на переоснащение всего парка контрольно-кассовой техники функцией передачи данных о расчетах в налоговые органы. Публичные консультации в ходе оценки регулирующего воздействия выявили такие риски, как нарушения налоговой тайны, а также неготовность сетей связи к бесперебойной передаче всего объема фискальных данных.

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Минфином России (далее — законопроект), мы уже освещали некоторое время назад, когда он был размещен на сайте Мин­экономразвития для процедуры оценки регулирующего воздействия — ОРВ (см. «ЭЖ», 2013, № 19, с. 09).

Финансовое ведомство намерено заставить всех участников рынка розничных товаров и услуг в течение двух лет, с 2014 по 2016 гг., заменить всю действующую контрольно-кассовую технику на ККТ, способную передавать информацию об осуществлении расчетов налоговым органам в режиме онлайн. Передаваться данные должны будут налоговикам не напрямую, а через новые специализированные организации — операторов фискальных данных, получивших от государства право на их обработку и имеющих необходимые для этого технические средства. Альтернативные пути и каналы связи для передачи информации из ККТ напрямую налоговикам не предусмот­рены.

Что конкретно фискальные органы будут делать с полученной информацией и какими силами будут ее обрабатывать, пока непонятно. Как объясняют разработчики, законопроект подготовлен в целях противодействия уклонению от уплаты налогов и оптимизации правового регулирования в сфере применения ККТ. Техническое перевооружение, которое вменяется всем пользователям ККТ, позволит налоговикам в будущем создать современную автоматизированную систему контроля, позволяющую анализировать полноту учета выручки и выявлять зоны риска, а затем проводить прицельные точечные проверки. Предположительный результат — сокращение теневого оборота наличности.

На днях Минэкономразвития подготовило заключение об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) на законопроект, в котором говорится, что он приводит к необоснованному повышению и расходов, и ответственности всех предпринимателей, обязанных использовать ККТ (текст заключения размещен по адресу www.economy.gov.ru > Оценка регулирующего воздействия > Заключения об ОРВ). Законопроект требует серьезной доработки с учетом требований смежных нормативных актов, а также технических возможностей сетей связи, которые будут задействованы при передаче фискальных данных. Кроме того, необходимо существенно расширить временной период, за который владельцы ККТ должны будут обновить свои аппараты.

Кто-то заработает на установке новых касс, а кому-то придется потратиться

В пояснении к законопроекту Минфин утверждает, что издержки предпринимателей, связанные с использованием ККТ, должны будут сократиться, в целом по рынку экономия может составить 25 млрд руб. Однако участники публичных обсуждений и эксперты Мин­экономразвития придерживаются совсем иного мнения.

Законопроект затронет все предприятия и предпринимателей, применяющих ККТ при осуществлении денежных расчетов. Сейчас в налоговых органах зарегистрировано более 2,5 млн единиц ККТ, треть из которых применяется индивидуальными предпринимателями. Кроме них потратиться на перевооружение наверняка придется центрам техобслуживания ККТ (их сейчас около 3000). Зато наверняка не останутся в накладе 32 российских производителя контрольно-кассовой техники, выпускающие более 200 000 аппаратов в год. Несмотря на то что им придется вложиться в дооснащение выпускаемых моделей и разработку новых, эти инвестиции наверняка окупятся, поскольку технику в сжатые сроки придется заменить всем, кто оказывает услуги и продает товары в розницу.

Законопроект фактически создает новый вид деятельнос­ти — деятельность оператора фискальных данных. Операторы будут заниматься обработкой информации о наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт с присоединенным к ней фискальным признаком и передавать ее ФНС. Понятно, что оплачивать деятельность операторов, а также услуги по предоставлению связи с ними придется налогоплательщикам, использующим ККТ. Но если владельцы ККТ согласно законопроекту обязаны будут заключить договор с одним из операторов с целью передачи информации о расчетах в налоговые органы, то на последних обязанность принимать ККТ на обслуживание законопроектом не возлагается.

В ходе публичных консультаций участники рынка предположили, что стоимость услуги обработки фискальных данных может составить около 13 000 руб. Это будет совершенно новый вид затрат владельцев ККТ в дополнение расходам на тех­обслуживание, договор о котором они обязаны заключить перед постановкой техники на учет в налоговой инспекции. В результате за удовольствие выдать чек клиенту пользователю ККТ придется платить уже двум специализированным организациям: оператору и центру техобслуживания, и еще примерно 10 000—15 000 руб. за услуги связи. И это не считая того, что сам аппарат, который сейчас можно приобрести за 11 000—15 000 руб., подорожает в результате добавления функции передачи данных по оценкам экспертов до 30 000 руб.

Расходы на замену ККТ — необоснованные убытки предпринимателей

Законопроект устанавливает, что первичные учетные документы (кассовый чек и контрольная лента) могут изготавливаться посредством ККТ на бумажном носителе и в форме электронного документа. Пункт 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» требует, чтобы первичный учетный документ в электронном виде был подписан электронной подписью. Из норм Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» следует, что это должна быть квалифицированная электронная подпись, которой следует заверять каждый кассовый чек и каждую контрольную ленту, выполненные в форме электронного документа.

В связи с этим, по оценкам экспертов, суммарное увеличение стоимости единицы контрольно-кассовой техники, обеспечивающей формирование электронной подписи, может составить не менее 3000 руб., а увеличение затрат на квалифицированный сертификат электронной подписи может составить не менее 2000 руб. в год.

В результате совокупные затраты, которые вынуждены будут понести все владельцы ККТ во исполнение требований законопроекта, по оценке Минэкономразвития могут составить около 76 млрд руб.

Принудительное списание годной для использования кассовой техники и замена ее на более дорогую с функцией передачи данных производится не в интересах предприятий, а в интересах налоговых органов. Эксперты, подготовившие заключение об ОРВ, отнесли расходы на это к необоснованным убыткам владельцев ККТ.

Специалисты опасаются хакерских атак и слабости телекоммуникационных сетей

Главный риск принятия законопроекта кроется в коротком сроке, отведенном разработчиками на техническое перевооружение предпринимателей. Весьма вероятно, что когда требования законопроекта и ответственность за их неисполнение начнут действовать, технических возможностей для их исполнения всеми владельцами ККТ в стране не будет.

Предполагается, что с 1 июля 2016 г. техника, способная только фиксировать данные о расчетах, может использоваться лишь в отдаленных от сетей связи местностях, список которых будет составляться на уровне субъектов федерации. Но если исходить из реальности, список этот может получиться довольно обширным.

По информации ОАО «Связь­инвест», Интернетом даже Москва и Санкт-Петербург обеспечены лишь на 80%. А Рес­публика Алтай, например, на 13%, Республика Тыва — 11, Чукотский автономный округ — 15, Ингушетия — на 2—3%. И если к 2016 г. ситуация с обеспеченностью Интернетом не изменится в сторону полной доступности, реализация предлагаемых законопроектом решений представляется затруднительной. К тому же разработчики законопроекта явно не поинтересовались, способны ли вообще существующие сети связи обеспечить передачу фискальных данных в режиме онлайн в предполагаемых масштабах. По данным участников публичных консультаций, в год на всех действующих в России ККТ печатается 50 млрд чеков. Среднегодовой объем фискальных данных, регистрируемый одной применяемой единицей контрольно-кассовой техники, составляет 1 мегабайт, что складывается в 1,5 терабайта в год фискальных данных, регистрируемых всей контрольно-кассовой техникой, применяемой в Российской Федерации.

Еще один риск связан с размытостью требований, которые предъявляет законопроект к новой технике. В нем не определены функциональные требования (в том числе технические) к контрольно-кассовой технике с функцией передачи информации (проектируемая ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). Такая техника, в отличие от обладающей только функцией фиксации информации, не подлежит включению в Государственный реестр и, соответственно, прохождению необходимой экспертизы. Авторы заключения считают, что в результате будет ослаблен конт­роль за применением ККТ, и на рынке могут появиться модели техники, не способные выполнить предъявляемые к ним требования, при этом пользователи могут быть введены в заблуждение относительно возможности их применения.

Серьезные угрозы для бизнеса связаны и с неопределенностью требований к операторам фискальных данных. Законопроектом не устанавливаются обязанности оператора фискальных данных перед пользователем ККТ и его ответственность за их неисполнение. Неясны требования к операторам и критерии их отбора. К тому же, возлагая на оператора обязанности по обработке данных, являющихся налоговой тайной (а ст. 313 НК РФ относит содержание первичных документов к налоговой тайне), законопроект явно не учитывает требования законодательства в отношении доступа и соблюдения оператором фискальных данных налоговой тайны. Из него неясно, сколько будет функционировать операторов фискальных данных, как они будут взаимодействовать с налоговыми органами и обеспечивать безопасность и достоверность передаваемой информации.

комментарии

ЗАО «Штрих-М»: «Сбои в системе связи остановят работу владельцев ККТ»

Из-за сбоев в системе передачи данных организации вынуждены будут приостанавливать работу и, следовательно, понесут убытки. Законопроект дополнен положениями, определяющими, что при отсутствии связи данные об осуществленных денежных расчетах передаются в момент восстановления связи. Но это не решает проблему. ККТ применяется в момент осуществления денежных расчетов. Гарантией защиты фис­кальных данных является признак фискального режима. В ККТ с функцией передачи информации признак фискального режима формируется оператором фис­кальных данных. Таким образом, ККТ с функцией передачи информации не обеспечивает должной защиты фискальных данных. Это создает широкое поле для злоупотреблений: достаточно поместить ККТ в место с плохой связью. Предлагаем добавить в требования к ККТ с функцией передачи информации наличие фискальной памяти, которая будет формировать фискальный признак. Это также поможет защитить интересы пользователя ККТ в случае возникновения спорных ситуаций в работе оператора фискальных данных или проверяющих органов.

ЗАО «Атлас-карт»: «Информация не может оставаться неизменной»

Разработчик законопроекта предлагает определить, что контрольно-кассовая техника с функцией передачи информации обеспечивает передачу информации в неизменном виде, однако не учитывает, что в процессе обработки и передачи информации она многократно меняет свой вид и технически не может оставаться в неизменном виде. В связи с этим в проекте акта предлагается определить, что контрольно-кассовая техника должна осуществлять запись и передачу информации в некорректируемом виде, а понятие неизменного вида в отношении записываемой и передаваемой информации не использовать.

Широкое и повсеместное применение кассовых чеков в форме электронных документов с элект­ронной подписью приведет к неизбежному распространению этих документов в Интернете и к дальнейшей возможности беспрепятственного и многократного использования одних и тех же кассовых чеков различными лицами, в том числе в качестве документов для предоставления налоговых вычетов. При отсутствии оригинала кассового чека на бумажном носителе как единственного возможного документа для принятия расходов к вычету необходимо будет полностью пересмотреть все подходы к учету таких документов налоговыми органами.

Российская ассоциация производителей кассовой техники (РАПКаТ): «Бизнес попадет в зависимость от хакеров»

Поскольку пользователь сам направляет оператору данные о проведенных продажах и оказанных услугах в режиме онлайн, в условиях, когда четко не определены требования к защите информации на всех этапах ее передачи, нетрудно предположить, что здесь не обойдется без услуг хакеров. В случае технических отказов по передаче информации пользователь должен будет прекратить работу и начать «устанавливать истину», обращаясь самостоятельно к оператору и в налоговую инспекцию, другим специалистам, объяснять, почему в ИФНС не поступает информация. Проект таким образом сам подталкивает пользователя в руки хакеров.

Специалисты, обслуживающие ККТ, попадают под контроль пользователей ККТ и коммерческого оператора фискальных данных, после чего, как нетрудно предположить, некорректируемость передаваемой информации вообще не будет обеспечена. Этим можно объяснить замену авторами законопроекта понятия «некорректируемость» на «неизменность» информации без определения понятия последней.

Налоговые органы в соответствии с этим законопроектом будут получать информацию из разных источников и в разное время (от пользователей ККТ с фиксацией информации у пользователей ККТ — раз в квартал, от пользователей ККТ с передачей информации — ежедневно). Работа ФНС России с огромным массивом информации потребует резкого расширения штата сотрудников.

Изменения в законодательство о применении ККТ предлагается внести без какого-либо их экспериментального апробирования. Вместе с тем внедрение новой прогрессивной ККТ в Российской Федерации ранее обес­печивалось первоочередным формированием и утверждением требований к ККТ, определением порядка и сроков ее внедрения, наличием переходного периода. Благодаря этому были успешно осуществлены переход на ККТ с фискальной памятью, а также мероприятия, связанные с деноминацией и внедрением средств, обеспечивающих некорректируемость фискальных данных. Авторами законопроекта не учтен негативный опыт внедрения Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС) по учету алкоголя.

к сведению

В рассматриваемом законопроекте не сказано, распространяется ли требование о применении ККТ с функцией передачи данных в «прямом эфире» на субъектов, которые кассовую технику применять не обязаны. Представляется, что никаких изъятий в данном случае не будет, поскольку это специально не оговорено в тексте проекта. Напомним, что от обязанности применения контрольно-кассовой техники освобождены организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности (они установлены п. 2 ст. 346.26 НК РФ), а также индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной сис­темы налогообложения. Вместо кассовых чеков такие хозяйствующие субъекты могут выдавать клиентам и покупателям бланки строгой отчетности, приравненные к кассовым чекам (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). Бланки должны содержать:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации и ФИО — для предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициа­лы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.