«Индекс Иванова» указывает на стабильность

| статьи | печать

Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB, в третий раз проанализировал и опубликовал результаты исследования индекса доверия российских потребителей — «Индекс Иванова Sberbank CIB». Объектом исследования стала динамика потребительских расходов, сбережений и доверия в целом по стране за последние два месяца.

Индекс доверия потребителей сохранился на уровне минус 8%. В январе он составлял минус 4%, а в марте «съехал» ниже. По мнению аналитиков из Сбербанка, это согласуется со стабильными макроэкономическими индикаторами, которые больше всего влияют на поведение потребителей: инфляции и безработицы.

Статистика, характеризующая безработицу, выглядит не самым радужным образом. Лишь около 10% респондентов из числа компаний увеличивают численность персонала, а 50% либо увольняют сотрудников, либо не нанимают новых на освободившиеся должности. Около 37% респондентов беспокоятся, что могут быть уволены. Рост зарплат респондентов ниже, чем следует из официальных данных статистики: они практически не изменились по сравнению с прошлым годом (тогда как Росстат заявил о рос­те доходов в апреле на 11,8% по сравнению с апрелем 2012 г.).

Некоторые ответы респондентов выглядят парадоксальными: например, всего 20% опрошенных полагают, что сейчас не подходящее время для крупных покупок, но, к удивлению исследователей, 44% все же планируют сменить автомобиль в ближайшие два года. Либо они не считают покупку машины крупной покупкой, ­либо не очень рациональны в своем потребительском поведении.

Что касается сбережений, то их доля (определяется как доля ежемесячно откладываемого в целях сбережения дохода) составляет около 10,8%, но она выше по респондентам с высоким доходом. В такой же зависимости от уровня дохода находится сравнительная доля накопленных сбережений.

Потребители обращают больше внимания на уровень цен: 57% респондентов считают привлекательную цену ключевым фактором при принятии решения о покупке (в январе такого принципа придерживались 46%). За прошедшие два месяца Ивановы отмечают обновление ассортимента в магазинах «Пятерочка», в том числе появление новых категорий продукции (отмечено 30%), исчезновение некоторых категорий (21%) и расширение выбора некоторых товаров (32%). Тем не менее значительного повышения качества скоропортящихся продуктов не наблюдается (за исключением молочной продукции).

При посещении магазинов «Пятерочка» наблюдатели отметили улучшение качества овощей и фруктов, но по другим категориям прогресса пока не наблюдается. Более того, решение начать продавать в этих магазинах велосипеды, по мнению аналитиков из Сбербанка, свидетельствует о том, что приоритетом остается маржа, а не интересы клиентов.

Покупки Ивановых через Интернет тоже стали объектом изу­чения. Около 27% респондентов никогда ничего не покупали через Интернет в основном из-за недоверия. К тому же по-прежнему низкий уровень охвата Интернетом (55% по России в I квартале 2013 г.) предполагает дополнительный потенциал розничной интернет-торговли, как и возможное повышение уровня благосостояния потребителей (доходы Ивановых, никогда ничего не покупавших через Интернет, были на 30% ниже, чем в среднем у наших респондентов).

к сведению

Опрос проводится каждые два месяца исследовательским агентством Cint от имени Sberbank CIB по методологии, аналогичной той, которой пользуются Росстат и статистические ведомства ЕС при расчете индексов потребительской уверенности. В опросе участвовало 2300 человек в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в 164 российских городах с населением свыше 100 000 жителей. Погрешность составляет менее 2%. Фамилия Иванов считается самой распространенной в России, а условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса.

Структура расходов средней российской семьи: Ивановы тратят около 40% своего дохода на еду, 16% на коммунальные услуги, 11% на одежду и 7% на обслуживание долга.

«Индекс Иванова», Sberbank CIB, %


01.2013

03.2013

05.2013

Индекс в целом

–4

–8

–8

Личное благополучие за прошедший год

–5

–7

–8

Личное благополучие в следующий год

16

11

13

Благополучие страны за прошедший год

–10

–16

–14

Благополучие страны в следующий год

3

–8

–9

Условия для крупных покупок

–19

–21

–20

Источники: Cint, Sberbank Investment Research