Почему страхование туристов за рубежом не работает

| статьи | печать

Отправляясь в турпоездку за рубеж, нужно внимательно ознакомиться с условиями страхового договора и содержанием памятки к нему — может статься, что в экстренных страховых случаях расходы лягут на плечи ­самих страхователей.

После ужина 23 мая в ресторане при египетском отеле «Aquamarine Sun Flower Resort» почувствовал себя плохо и через день скончался 25-летний белорус Алексей Колтунов. Мужчина отдыхал вместе с супругой, однако за ужином они ели разные блюда. Местный врач, вызванный к больному после того, как тот потерял сознание следующим после ужина вечером, назвал происходящее акклиматизацией и посоветовал лежать. Ночью А. Колтунову стало хуже, его отвезли в больницу, где он и умер. Местные врачи назвали причиной его гибели чрезмерное употребление алкоголя. При этом диагноз был поставлен «на глазок» — вскрытие тела египтянами не производилось, и за пару часов до гибели Алексея местный врач уверял его супругу, что все в порядке.

Вдову Алексея Марию стали уговаривать подписать какие-то бумаги, гид переводил плохо, и она подписала отказ от вскрытия. При этом договор со страховой компанией туристка не читала — полис входил в стоимость путевки, но на руки страхователям его выдали только по прилете, уже в Египте. Отказ от вскрытия, как и поставленный египетскими врачами на глазок «диагноз», дал страховщику основание признать случай нестраховым. Данный диагноз также освободил от ответственности администрацию отеля, медиков и турфирму.

В результате семье погибшего пришлось самостоятельно собирать деньги на транспортировку тела на родину (около 3000 долл.).

Известно, что вместе с Алексеем такое же рыбное блюдо вечером 23 мая ел еще один мужчина, молодой москвич. Он тоже почувствовал себя плохо к утру, его весь день рвало, и он пил воду. Это, вероятно, его и спасло. Алексей же просто пытался отлежаться. Таким образом, обстоятельства дела указывают на то, что имело место именно отравление недоброкачественными продуктами, а не злоупотребление алкоголем.

Третий секретарь по политическим и консульским вопросам Посольства Республики Беларусь в Арабской Республике Египет Алексей Малафей пояснил журналистам ситуацию так: «25 мая нам поступила информация о том, что в городе Таба скончался гражданин Беларуси, который находился на отдыхе в Египте со своей супругой. Посольство, как и полагается в таких случаях, незамедлительно проинформировало родственников умершего. По предварительному медицинскому заключению, причина смерти не подпадала под действие страхового полиса. В связи с чем российская страховая компания на основании заключенного договора страхования отказалась оплачивать расходы по возвращению тела в Беларусь до получения результатов вскрытия. Родственники высказали просьбу о репатриации тела в Беларусь за свой счет для проведения последующих медицинских исследований».

Это далеко не первый случай подозрительной гибели туристов в Египте. В марте этого года пожилая семейная пара туристов из Ленинградской области скоропостижно скончалась в Хургаде после употребления в номере отеля заказанных через службу «рум-сервиса» алкогольных напитков. Их сын был доставлен в тяжелом состоянии в одну из больниц Санкт-Петербурга. Египтяне назвали причиной смерти супругов «сердечный приступ». Российские медики установили, что выживший сын туристов получил отравление метиловым спиртом.

Помимо общих и понятных в данном случае рекомендаций (быть осторожнее с турецким и египетским алкоголем, «следить за собой и быть осторожным»), есть общие правила по обращению со страховой компанией. Правила эти кажутся очевидными, тем не менее большинство туристов их не соблюдает.

Прежде всего турист должен внимательно изучить условия договора страхования и памятку к этому договору, которую ему должны выдать вместе с полисом. Количество и качество услуг страховщика прописано в условиях договора. В большинство страховых полисов включена оплата экстренной медицинской помощи, проведения необходимых диагностических обследований, госпитализации и репатриации, но в конкретном договоре могут быть прописаны оговорки, которые на практике приведут к тому, что туристу придется оплачивать все это самостоятельно. Перед отлетом на отдых также необходимо убедиться, что номер вашего полиса правильно записан в базе данных страховщика. К ­сожалению, туристы час­то жалуются, что купленный у агента полис страхования оказался неправильно забит в базу данных страховой компании.

Также надо убедиться, что в стране назначения есть представительство страховой компании — именно с ним в случае неполадок со здоровьем придется общаться туристу. Можно не полениться и заранее проверить, работает ли указанный в памятке номер телефона. Если у туриста есть хронические заболевания, нужно проследить, чтобы лечение их обострения было вписано в условия договора. Стандартные условия страхового договора у большинства компаний плату за лечение обострения хронических заболеваний не включают. Также, как правило, не считаются страховыми случаями:

  • выезд за рубеж с целью лечения;
  • травмы, полученные в результате занятий экстремальными видами спорта;
  • инфекционные заболевания, избежать которых можно было своевременной вакцинацией;
  • вред здоровью, нанесенный в результате алкогольного опьянения.

Впрочем, в последнем случае у туриста остается пространство для маневра (и суда, если понадобится). Если опьянение не было причиной несчастного случая, можно требовать возмещения: например, если нетрезвый человек попал в автоаварию, будучи пассажиром, а не водителем.

Но главное, что стоит помнить туристу: договор и памятку надо прочитать заранее и держать наготове, а не искать дрожащими руками в чемодане, когда страховой случай уже наступил.