Регионам прибавили самостоятельности, но забыли увеличить доходы

| статьи | печать

Резкое замедление темпов роста отечественной экономики привело к снижению ­прибыли предприятий в регионах и, как следствие, падению поступлений налога на прибыль в региональные бюджеты. Увеличение на этом фоне расходов на зарплаты учителей и врачей уже приводит к сокращению инвестиционных статей бюджетов, а к концу года возможен их дефицит в размере 1,2 трлн руб. (1,8% ВВП).

Доходы консолидированных региональных бюджетов в I квартале нынешнего года в номинальном выражении остались практически на уровне I квартала 2012 г., то есть сократились в реальном выражении (потребительские цены за этот период выросли на 7%).

Динамика поступлений от налога на прибыль (а он составляет треть налоговых и неналоговых доходов регионов) сильно варьируется по субъектам Федерации, при этом уже определились территории, где их падение наиболее очевидно. Так, в Центральном федеральном округе наиболее неблагоприятная ситуация с налогом на прибыль сложилась в Белгородской области (падение почти на 40%), в Брянской области (сокращение на 27), в Тамбовской области (снижение на 10%).

Гораздо лучше выглядит ситуация с налогом на доходы физических лиц, поступления которого за год выросли на 10,7%, что соответствует показателям Основных направлений бюджетной политики на 2013—2015 гг. (ОНБП). А вот рост поступлений акцизов на 13,9% при ожидавшемся увеличении на 26,2%, по словам эксперта Центра развития ВШЭ Андрея Чернявского, заставляет предположить, что Минфин заложил в бюджеты регионов нереальные планы. «В противном случае нужно признать, что наше население стало меньше пить, курить и ездить на машинах!» — иронизирует ученый.

Сокращение доходов регио­нальных бюджетов диктует влас­тям субъектов Федерации проведение сдержанной расход­ной политики.

Расходы регионов в I квартале 2013 г. выросли на 6,4% и составили всего 17% от годового уровня, предусмотренного в ОНБП. В результате I квартал регионы свели с профицитом в 193 млрд руб. (1,3% ВВП).

Неравномерность расходов в течение года в принципе не является чем-то необычным для региональных бюджетов — в I квартале 2012 г. отношение расходов к ВВП было таким же. Однако специфика нынешней ситуации заключается в том, что в 2013 г. динамика доходов регионов существенно «просела».

При сохранении сложившейся в I квартале динамики налоговых и неналоговых поступлений в региональные бюджеты и исполнении годового плана по перечислению регионам трансфертов дефицит консолидированных региональных бюджетов к концу года, по оценке аналитиков «Вышки», составит около 1,2 трлн руб. (1,8% ВВП). Заметим, что в ОНБП предполагался дефицит в 121 млрд руб.

При таком развитии событий регионы не смогут профинансировать дефицит своих бюджетов, а федеральный центр пока не проявляет желания существенно им помочь.

В результате в ряде субъектов Федерации региональным властям неизбежно придется проводить секвестр запланированных расходов. Их структура будет и дальше вынужденно меняться (увеличиваться доля зарплат и других выплат населению в соответствии с указами президента страны, а также снижаться другие виды расходов, прежде всего инвестиционного характера — на развитие экономики и ЖКХ).

Увеличение зарплат учителей и врачей за счет доходов региональных бюджетов напоминает, по мнению директора региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП) Натальи Зубаревич, историю с монетизацией льгот. Расходы на ее проведение тоже скинули на регионы, а затем, после того как пенсионеры стали перекрывать дороги, федеральный центр был вынужден за счет траншей и трансфертов исправлять ситуацию.

Неоднократные призывы независимых экспертов предоставить больше самостоятельности регионам руководство страны восприняло как возможность увеличения расходных обязательств региональных бюджетов без дополнительных трансфертов на их покрытие. А они, кстати, берутся из общенациональных источников, например, НДПИ или экспортных пошлин. Удобнее, конечно, эти средства пускать на увеличение зарплат чиновников.