Расчеты наличными скоро могут уйти в прошлое

| статьи | печать

В Госдуму внесен законопроект, призванный существенно укрепить национальную платежную систему России и повысить прозрачность ­платежных операций. Банк России будет устанавливать предельную сумму наличных расчетов не только между организациями, но и между ­организациями и гражданами. За необеспечение возможности оплаты товаров, работ и услуг платежными картами социально значимых ­платежных систем предпринимателей будут штрафовать.

На прошлой неделе, 23 мая, депутатом Госдумы А. Аксаковым был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект № 284847-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части развития системы безналичных платежей» (далее — законопроект). Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, его цель — развитие системы безналичных платежей при оплате товаров, работ и услуг гражданами РФ. Предполагается, что Банк России должен будет устанавливать предельную сумму расчетов наличными с участием граждан в отношении покупок для личных целей, а правительство — предельные размеры годовой выручки или балансовой стоимости активов, при непревышении которых компании будут освобождаться от обязанности обеспечить осуществление безналичных расчетов с потребителями.

Напомним, что на сегодняшний день лимит для наличных расчетов установлен лишь для компаний и предпринимателей в рамках осуществления ими предпринимательской деятельности и составляет 100 000 руб. для одного договора (п. 1 ­Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У).

Терминалы для оплаты товаров банковскими картами должны будут появиться повсеместно

Законопроектом предусмотрена обязанность продавцов (исполнителей) обеспечить возможность оплаты товаров, работ, услуг как наличными деньгами, так и с использованием платежных карт социально значимых платежных систем (см. врез на этой странице) по выбору покупателя (потребителя). От этой обязанности планируется освободить лишь мик­ропредприятия, выполнившие ограничения по размеру выручки или стоимости активов, о которых говорилось выше.

Также разработчики планируют предоставить потребителям право оплачивать товары, работы, услуги через субъектов национальной платежной системы по указанию продавца (исполнителя), если нормативными актами не установлено иное.

В законопроекте предусмот­рены правила определения момента, когда потребитель считается исполнившим свои обязательства по оплате товара, работы или услуги для различных способов расчетов.

Так, при расчетах наличными оплата будет считаться осуществленной в момент внесения потребителем наличных лично продавцу (исполнителю) или платежному агенту (суб­агенту), осуществляющему деятельность по приему платежей. Для оплаты с использованием услуг кредитной организации или агента это будет момент внесения потребителем наличных таким субъектам, которые будут переводить предоставляемые средства без открытия банковского счета. При безналичных расчетах оплата за товар (работу, услугу) должна будет считаться внесенной в момент подтверждения принятия распоряжения потребителя о переводе денежных средств с его счета кредитной организацией, агентом, обслуживающим продавца (исполнителя).

Правила определения момента, когда потребитель считается исполнившим свое денежное обязательство, в законопроекте не сильно отличаются от действующих. Но регулироваться они должны будут законодательством не о банках и банковской деятельности, а о национальной платежной системе.

Продавец (исполнитель) ­будет нести ответственность за убытки потребителя, вызванные неисполнением обязанности по обеспечению потребителя возможностью использовать все способы оплаты, а также за убытки, связанные с привлечением для приема платежей и оказания услуг по переводу денежных средств субъектов национальной платежной системы.

Возможно расширение административной ответственности продавцов

Законопроект № 284847-6 также содержит поправки в ­КоАП РФ в части установления ответственности за нарушение правил по обеспечению возможности безналичных расчетов потребителей.

В частности, ст. 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов» предлагается дополнить новым составом правонарушения. За нарушение порядка наличных расчетов с участием граждан, не связанное с осуществлением ими предпринимательской деятельности, сверх суммы, установленной Банком России, разработчики законопроекта предлагают привлекать виновных лиц к ответственности в виде штрафа в размере от 3/4 до одинарной суммы, внесенной наличными сверх допустимого лимита. За нарушение лимита расчетов наличными между организациями и предпринимателями в 100 000 руб., о которых говорилось ранее, также предполагается налагать штраф в размере от 3/4 до одинарной суммы превышения такого лимита. Сейчас размеры таких штрафов составляют для должностных лиц от 4000 до 5000 руб., а для организаций — от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Еще один новый состав может появиться в любимой налоговиками ст. 14.5 КоАП РФ — неисполнение субъектами предпринимательства обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) с использованием платежных карт социально значимых платежных систем. Совершение такого правонарушения сможет повлечь наказание в виде преду­преждения или наложения штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб, на организации — от 30 000 до 40 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в ред. ­законопроекта). Рассматривать дела о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 и ч. 2 ст. 14.5, которые предлагают ввести разработчики законопроекта, будут налоговые органы.

Шансов на успешную реализацию задумки законодателей немного

Идея законопроекта весьма и весьма неплоха, но усматриваются в ней и некоторые минусы. В частности, введение ограничения на расчеты наличными вне предпринимательской среды очень сильно походит на логичное продавливание политики «раскрытия» сведений о доходах и расходах граждан. Первым звонком в этой истории можно считать законопроект № 196666-6 (см. «ЭЖ», 2013, № 07, с. 07).

Второй спорный момент — в соответствии с законопроектом продавцы и исполнители обязаны будут обеспечить возможность безналичной оплаты только в рамках социально значимых платежных систем. Которых на сегодняшний день… одна! Очевидно, что цели регулирования при таких условиях достигнуты не будут.

Также камнем преткновения могут стать лимиты годовой выручки и балансовой стоимости активов, которые, по замыслу разработчиков, будут освобождать продавцов или исполнителей от обязанности установить платежные терминалы для расчетов пластиковыми картами. Нет гарантий, что правительство определит размер этих лимитов так, что магазинам в сельской местности, где сами пластиковые карты — редкость, действительно не будет необходимости обеспечивать осуществ­ление расчетов такими картами. Также непонятно, как будут соотноситься обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров безналичными и освобождение некоторых предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, от обязанности применять ККТ.

к сведению

Понятие «социально значимая платежная система» было введено Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О нацио­нальной платежной системе», вступившим в силу в конце сентября 2011 г. Критерии отнесения платежной системы к социально значимой должен был установить Банк России, что он и сделал, издав Указание от 02.05.2012 № 2815-У «Об установлении значений критериев для признания платежной ­системы значимой». Согласно этому ­документу под понятие социально значимой попадают платежные системы, отвечающие одному из следующих условий:

  • сумма осуществляемых в рамках платежной системы денежных переводов в течение трех месяцев подряд равна или превышает 12 млрд руб., из которых более половины имеют размер 100 000 руб. и более;

  • в течение календарного года в рамках платежной системы осуществляется не менее 100 млн переводов денежных средств с использованием платежных карт;

  • в течение календарного года в рамках платежной системы осуществляется не менее 2 млн переводов денежных средств без открытия банковского счета;

  • в течение календарного года в рамках платежной системы гражданами осуществляется не менее 2 млн переводов денежных средств по их банковским счетам (кроме переводов с использованием платежных карт).

Сейчас список социально значимых платежных систем весьма скуден — по данным, размещенным на сайте ЦБ РФ, по состоянию на 30 апреля 2013 г. в России есть только одна социально значимая платежная система — CONTACT, оператором которой является АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (www.cbr.ru > Платежная система Российской Федерации > Реестр операторов платежных систем).