Обвал экономики в нынешнем году маловероятен

| статьи | печать

Умеренно позитивный прогноз развития российской экономики в 2013 г., представленный ранее МЭР (2,4%), подтверждают независимые эксперты. Они даже прогнозируют чуть больший рост отечественного ВВП — порядка 2,7%. Основные расхождения правительственных и независимых аналитиков лежат за пределами текущего года. Первые сулят ускорение экономического роста до 3,7% уже в следующем году, вторые — после 2015 г.

Результаты очередного опроса профессиональных прогнозис­тов относительно перспектив российской экономики в 2013—2019 гг. представил на этой неделе Центр развития ВШЭ. В состав группы независимых экспертов вошли 27 прогнозис­тов из России и других стран (Альфа Банк, Merrill Lynch, BP, КамАЗ, ЛУКОЙЛ, ИНП РАН, Сбербанк, UBS, ЭЭГ, The Vienna Institute for International Economic Studies и пр.).

В итоге консенсус-прогноз темпов роста нашего ВВП на 2013 г. составил 2,7%, снизившись за последние месяцы на 0,5 п. п. При этом возвращение к темпам около 3,5% в год теперь независимые аналитики ожидают не в 2015 г. (как было три месяца назад), а только в 2016 г.

Более того, консенсус-прогноз темпов прироста ВВП не поднимается выше 3,5% вплоть до 2019 г. Для страны из группы emerging markets, которой является Россия, это весьма скромный показатель. Очевидно, что большого оптимизма в отношении перспектив российской экономики на ближайшие семь лет эксперты не испытывают.

Изменения прогнозов индекса потребительских цен оказались заведомо незначительными. Зато перспективы динамики среднегодовой цены на нефть и валютного курса были скорректированы вслед за текущими изменениями цен на рынках. Консенсус-прогнозы нефтяных цен уменьшились на 2—5 долл. за баррель на всем периоде до 2019 г., а прогнозы курса «впитали» произошедшую за последние три месяца четырехпроцентную девальвацию рубля.

Примечательно, что по темпам роста ВВП сохранилось заметное отличие консенсус-прогнозов независимых экспертов от прогнозов МЭР. Хотя на текущий год МЭР дает даже более пессимистичный прогноз (не 2,7%, а только 2,4%), однако уже на 2014—2016 гг. Минэкономразвития предрекает ускорение экономики до 3,7—4,1% в год. «Является ли это только „хорошей миной при плохой игре“, покажет время», — подчеркивает эксперт Центра развития Сергей Смирнов.

Кроме того, МЭР ожидает гораздо более серьезной девальвации рубля, чем независимые эксперты (а возможно, считает ее более «полезной» для стимулирования отечественных производителей). «Конечно, курс рубля — при тех же объективных факторах — больше зависит от позиции Банка России, но не будет ли выходец из МЭР на посту председателя Центробанка проводить политику, лоббируемую сейчас сторонниками активного стимулирования российской экономики с помощью инструментов кредитно-денежной политики? На данный момент большинство участников нашего опроса, видимо, не очень верят в этот сценарий», — комментирует ситуацию г-н Смирнов.

Отстаем от экспортеров сырья

Более оптимистичный прогноз немногим ранее дали российской экономике эксперты Международного валютного фонда — 3,4%. Однако прогноз МВФ носит в определенной мере инерционный характер, поскольку опирается на более благополучные данные IV квартала 2012 г. и начала 2013 г.

Но даже в нем экономика России выглядит значительно хуже, чем в других сырьевых странах. Так, по темпам прирос­та ВВП наша страна находилась на 16-м месте из 20 государств, которые можно отнести к группе «сырьевых экономик», по темпам потребительской инфляции — на десятой позиции, по уровню текущего счета к ВВП (текущего баланса) — на 13-й ступеньке.

Результаты 2013 г., скорее всего, окажутся более скромными для экономики России, чем для других экспортеров углеводородов, считают эксперты Фонда. Если исходить из прогнозируемого Минэкономразвития прироста ВВП в этом году в размере 2,4%, то можно сделать вывод, что коэффициент замедления к размерам роста в 2012 г. (0,71) станет одним из самых высоких среди стран этой группы.

Россия также находится в пятерке антилидеров среди группы сырьевых стран по ускорению инфляции по сравнению с 2012 г. и в четверке антилидеров по темпам снижения счета текущих операций.

«Мы не будем оценивать сами абсолютные цифры прогнозов МВФ для России, но тренд ухудшения ситуации и у нас, и у МВФ — как в разрезе темпов роста ВВП, так и в разрезе валютных рисков, определяемых снижением счета текущих операций, — налицо», — констатирует аналитик ЦР ВШЭ Валерий Миронов.

Экономика в точке равновесия

Данные Росстата свидетельствуют, что уровень загрузки производственных мощностей в апреле составил 64%. На их основе затруднительно определить тот уровень загрузки мощностей, который можно считать «полным», то есть превышение которого приводит к ускорению прироста инфляции, в силу весьма короткого ряда данных (с января 2009 г.).

Но если ориентироваться на ряды по загрузке мощностей Российского экономического барометра, которые существуют с начала 1995 г., то критическим уровнем загрузки мощностей для базовой инфляции является показатель 71,4%. Поскольку текущая оценка загрузки, по данным РЭБ, в феврале 2013 г. составляла 81%, то инфляционная угроза для современной России вполне реальна.

Индикаторы загрузки мощнос­тей и расчеты трендовых показателей динамики российского ВВП, которые традиционно характеризуют нахождение экономики в той или иной фазе экономического цикла, не позволяют, по словам специалиста ЦР «Вышки» Вадима Канофьева, наверняка утверждать о перегреве или, наоборот, о переохлаждении российской экономики. Скорее, она находится в некой точке равновесия. Это означает, что стимулирование спроса без параллельного улучшения инвестиционной динамики может привести к ускорению инфляции.