ФСФР предлагает улучшить имидж страховщиков усиленным контролем

| статьи | печать

Как заявил накануне майских праздников руководитель ФСФР Дмитрий Панкин в своем выступлении на парламентских слушаниях в Совете Федерации, в массовом представлении страховщики в России выглядят обманщиками. По его мнению, это связано с недостаточным контролем за страховыми компаниями.

Глава ФСФР заявил: «Считаю, что совершенно неприемлемо, когда на рынке восприятие страховой отрасли как такой, я не скажу полужуликоватой, но сферы, где, как правило, клиента обманывают, то есть основная задача — собрать взносы и дальше заплатить как можно меньше страховых возмещений». Слушания проходили по вопросу создания финансового мегарегулятора на базе Банка России, которому в ближайшее время должны отойти и функции надзора за страховым рынком.

Чтобы уйти от «жуликоватого» имиджа, страховщикам нужно лучше следить за исполнением страховых правил и состоянием своих активов. «Здесь необходимы и более высокие требования к качеству активов страховых компаний, чтобы у них были реальные деньги, которыми они могут рассчитываться по обязательствам перед клиентами, и контроль за выполнением страховых правил, — сказал Д. Панкин. — Только так мы сможем добиться, чтобы страховая отрасль занимала не 2% ВВП, как у нас, а как в развитых странах — 8—10—14%».

Одновременно глава ФСФР объяснил, что возглавляемое им ведомство не в состоянии контролировать на одинаковом уровне все страховые компании. Поэтому в службе считают целесообразным обратить всю мощь регулирования на ведущих страховщиков. Как сказал глава ФСФР, «важно концентрироваться на крупнейших участниках, которые определяют наш финансовый рынок, целесообраз­но вводить и более высокие требования к капиталу, к качеству корпоративного управления, отчетности таких системно значимых институтов наряду с некими общими нормами, которые распространяются на всех участников».

Со своей стороны, ни страхователи, ни страховщики с таким подходом оказались не согласны. Представитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин считает, что история банкротств на рынке ОСАГО показывает, что компании из третьей — пятой десятки рейтинга способны нанести клиентам серьезный ущерб.

Представители страховщиков предполагают, что результатом деятельности регулятора может стать повышение доверия страхователей к «избранным», крупным компаниям, и дальнейшее снижение доверия к средним и мелким страховщикам, что послужит стимулом дальнейшего укрупнения рынка. Впрочем, ни у страховщиков, ни у страхователей нет единого мнения на тему того, на пользу или во вред рынку страхования пойдет передел рынка в пользу лидеров.

В последний год страховщики, особенно автостраховщики, испытали на себе давление судейского корпуса, во многом, вероятно, базирующегося в своих решениях на растущем в обществе негативном представлении о страховщиках. Споры по выплатам все чаще решались в пользу страхователей, включая даже случаи, когда условие признания случая нестраховым было прописано в договоре.