Деньги начали дешеветь

| статьи | печать

Неторопливость Центрального банка России (см. статью «Цент­ральный банк опять ограничился сигналами» на с. 05), возможно, не проявление неповоротливости, а дальновидная политика. Вместо того чтобы заниматься стимулированием экономики монетарными методами, насильственно снижая собственные учетные ставки, ЦБ выжидает — и оказывается прав.

С интервалом в один день Сбербанк России обнародовал два сообщения, посвященных снижению стоимос­ти денег. Первое из них вышло в среду, 15 мая, и касалось вкладов физических лиц. Практичес­ки вся линейка депозитов подешевела на четверть — три четверти процентного пункта. У представителя Сбербанка есть объяснение: это балансирование кредитной и депозитной политики, оно обусловлено потребностью банка в ликвидности.

Иными словами, Сбербанку не очень нужны деньги. Около месяца назад один из топ-менеджеров банка объяснял журналистам, почему изъятие значительной суммы — более 150 млрд руб. — со счетов Сбербанка не слишком скажется на ситуации с ликвидностью: кредитовать некого, средства все равно лежат мертвым грузом.

Поэтому следующее объявление Сбербанка, о понижении с 15 мая 2013 г. базовых процентных ставок кредитов юридическим лицам на 0,4—1,4% годовых в зависимости от срока кредита при кредитовании в руб­лях и на 0,15—0,6% при кредитовании в иностранной валюте, не вызвало ни малейшего удивления.

Зампред правления Сбербанка Андрей Донских так и объяснил причину понижения ставок: «Мы считаем, что это очень позитивно скажется на рынке. Мы рассчитываем на увеличение и активизацию спроса на кредитование со стороны корпоративных клиентов, особенно это касается клиентов из сегмента среднего и крупного бизнеса».

Донских сообщил, что Сбербанк прогнозирует рост корпоративного портфеля в целом по рынку — 13—14%, а для себя — рост до 15%. «Уменьшая ставки, мы рассчитываем стимулировать кредитование и выйти на заданные параметры роста. Это для нас амбициозный план, особенно учитывая масштабы нашего бизнеса. Корпоративный кредитный портфель Сбербанка составляет 7,2 трлн руб. Но мы считаем, что сможем войти в запланированный тренд», — заключил Донских.

Представитель Сбербанка указал также, что снижение ставок депозитов уже летом скажется на ставках потребительского и ипотечного кредитов.

Исключительное положение Сбербанка на российском финансовом рынке не оставляет сомнений в том, что и другие банки не задержатся со снижением как депозитных, так и кредитных, корпоративных и потребительских ставок. Банк ВТБ24 уже поспешил заявить, что снижает максимальную ставку депозита на половину процентного пункта.