Открываем летнее кафе

| статьи | печать

Многие владельцы точек общественного питания в теплое время года обслуживают своих посетителей не только в помещении, но и на открытом воздухе. Для этого рядом со своими заведениями они размещают шатры со столиками или просто огораживают для этих целей площадку. О том, может ли в отношении такой деятельности применяться ЕНВД и как рассчитывается физический показатель, Минфин России рассказал в письме от 19.03.2013 № 03-11-06/3/8505.

 

Специалисты финансового ведомства отметили, что для возможности применения ЕНВД услуги общественного питания должны оказываться через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому такому объекту (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

 

Объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, признается здание (его часть) или строение, предназначенные для оказания услуг общественного питания, имеющие специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга (ст. 346.27 НК РФ).

 

При оказании услуг общественного питания через подобный объект исчисление ЕНВД производится с использованием физического показателя «площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)». Таковой признается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.27 НК РФ).

 

Поэтому, если открытая площадка (летнее кафе) не может функционировать отдельно от основного здания кафе и согласно инвентаризационным и (или) правоустанавливающим документам они относятся к одному объекту организации общественного питания, для исчисления физического показателя суммируются площади залов обслуживания основного и летнего кафе. И если такая сумма не превышает 150 кв. м., организация вправе применять ЕНВД.

 

Обратите внимание, что в документах на летнее кафе важно указать площадь, которую будет занимать зал для обслуживания посетителей. Если этого не сделать, велик риск что контролирующие органы в качестве площади зала обслуживания примут всю площадь земельного участка, выделенного под размещение летнего кафе. Так, в деле, рассмотренном в постановлении ФАС Уральского округа от 02.06.2010 № Ф09-4010/10-С2, налоговики посчитали, что предприниматель должен был брать в расчет всю площадь арендуемого земельного участка для размещения летнего кафе (600 кв. м). Между тем судом было установлено, что согласно проекту размещения кафе площадь специально оборудованного помещения, предназначенного для потребления готовой кулинарной продукции (обеденный зал), составляет 51 кв. м. На этом основании суд отверг претензии налоговиков.

 

На практике летнее кафе может открываться и как отдельный объект, никак не связанный с какими-либо другими объектами общественного питания. Некоторые владельцы таких кафе считают, что их заведения нужно рассматривать как объекты общественного питания, не имеющие залов для обслуживания посетителей. Именно такая ситуация была рассмотрена ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 02.10.2007 № А39-5464/2006. Суд поддержал предпринимателя, который полагал, что летнее кафе — это объект общественного питания, не имеющий залов для обслуживания посетителей, и исчислял ЕНВД исходя из физического показателя «количество работников».

 

Свою позицию суд обосновал следующим образом. К объектам организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, законодатель отнес рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные (ст. 346.27 НК РФ). Согласно ГОСТ Р 50762—95 «Общественное питание. Классификация предприятий» (утвержден постановлением Госстандарта России от 05.04.95 № 198) данные предприятия общественного питания должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе горячее и холодное водоснабжение, канализацию, отопление, вентиляцию, радио- и телефонную связь. Налоговый орган не доказал наличие во временной точке общественного питания (палатке сборно-разборной конструкции) признаков объекта организации общественного питания, соответствующих требованиям данного ГОСТа.

 

Заметим, что ГОСТ Р 50762—95 с 01.01.2009 утратил силу. Но новый стандарт, который пришел ему на замену (ГОСТ Р 50762—2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 475-ст), содержит похожие требования. Поэтому рассуждения суда не утратили актуальность и по сей день.

 

На наш взгляд, занимать подобную позицию небезопасно. Во-первых, при определении физического показателя нужно отталкиваться от того, что записано в инвентаризационных и правоустанавливающих документах на летнее кафе. Если в них фигурирует зал обслуживания посетителей, то применять физический показатель «численность работников» нет никаких оснований. Во-вторых, даже если в вышеперечисленных документах зал обслуживания не упоминается, но в летнем кафе установлены столики для посетителей, говорить о том, что зал обслуживания посетителей отсутствует, нельзя. Поэтому если летнее кафе открывается как отдельный объект, никак не связанный с какими-либо другими объектами общественного питания, и в нем оборудованы места для обслуживания посетителей, для целей ЕНВД должен применяться физический показатель «площадь зала обслуживания посетителей».