Правительство вне политики

| статьи | печать

Выступление премьера Дмитрия Медведева в Думе показало, что глава правительства полностью поддержал идею о разграничении полномочий между правительством и администрацией президента, то есть — зарекся от имени Кабинета министров лезть в политику.

Отчету премьера в Думе предшествовали довольно забавные события последних дней. Забавные — в своей серьезности, ведь на подобные медведевскому отчету ритуальные мероприятия, по инерции доказывающие, что в стране есть реальный парламент, давно уже никто особого внимания не обращает. И вдруг мы видим бурный всплеск эмоций.

Накануне похода премьера Д. Медведева на Охотный ряд президент Владимир Путин благословляет его почти как отец, провожающий сына на битву с варварами: «Уверен, что правительству удастся, опираясь на большинство в Госдуме, найти оптимальные решения», — цитируют его информационные агентства.

В то же время поступают и другие сообщения, которые вызывают некоторое удивление. К примеру, широко анонсируется некая «специальная встреча» экономического блока правительства с членами администрации президента и в присутствии неназванных экспертов. Сообщается, что Д. Медведев предложил «поговорить о развитии экономики на ближайшую перспективу с учетом сформировавшихся трендов», а В. Путин согласился: «Давайте». Будто никак иначе невозможно «сверять часы» спецам из Кремля и Белого дома, как если не на широко разрекламированной встрече и под прицелом телекамер.

Потом последовали разного рода «сливы», комментарии и толкования сути предстоящего мероприятия. Становится ясно — нечто сильно возбудило В. Путина и его команду, и это «нечто» как-то связано с грядущим выступлением Д. Медведева в Думе.

Легко было предположить, в чем кроется основа для кремлевских волнений — в деньгах, конечно, с которыми в стране становится все туже. Регионам уже не хватает полтриллиона даже без особых попыток исполнить предвыборные социальные обещания президента.

Прогнозы аналитиков нехорошие. Минэкономики пугает рецессией. CitiGroup кликает, что «суперцикл рост цен на сырье закончен». МВФ в прогнозе «World Economic Outlook» отмечает, что российский ВВП будет расти в этом году быстрее, чем в среднем по миру, зато начнет быстро отставать в 2014-м. Короче, стихает нефтедолларовый дождь, а об этом и думать страшно.

Еще противнее то, что вообще приходится думать. К примеру, что делать и как жить в новой реальности? Нехорошими оказались первые же итоги раздумий. Они почти раскололи экспертное и чиновничье сообщества. Одни говорят, что пус­тим в ход заначку, и все будет хорошо. Другие возражают, что деньгами не помочь, пока экономика не может их переваривать, и рассуждают о необходимости политических перемен.

Что-то в этом роде дозволялось говорить тому же Д. Медведеву, когда он замещал В. Путина на посту президента — про модернизации, инновации и прочее «смешное». Но тогда цена нефти шла в рост, можно было и покуражиться. Сегодня все серьез­нее, надо крепить дисциплину, дабы не допустить раскол и распад всего и вся. Премьер же примерно за неделю до выступления в Думе выступал на Коллегии Минфина и призывал «провести серьезный анализ тренда замедления темпов роста ВВП и сокращения промпроизводства в январе — феврале 2013 года». Это, наверное, действительно надо, только отмашку и решение не премьер должен принимать, а президент.

На бюрократическом языке это называется «разграничением полномочий» . На втором десятке лет функционирования вертикали внезапно выяснилось, что про разграничения забыли при возведении конструкции.

Разграничения просты: политика — Кремлю, ремонты ветхого жилья и прочая экономика — Белому дому.

За сутки до выступления Д. Медведева в Думе в блоге Михаила Прохорова появляется такая запись: «Для эффективного развития может быть два варианта. Первый «Эффективный» (но сомнительно-конституционный): президент берет на себя руководство правительством, совмещая свои полномочия с премьерскими. Второй «Реалистичный»: правительство перестает быть политическим и переходит к осуществлению давно назревших реформ, целью которых является развитие конкуренции, повышение производительности труда и снижение издержек…» и т.д.

Может быть, М. Прохоров что-то где-то случайно подслушал, может, его просто осенило, но все это показалось похожим на кремлевский замысел.

Наконец наступила среда, 17 апреля, и Д. Медведев начал говорить в Думе. Он излагал очевидное, но сумел главное — за четыре часа разговора ни разу не коснулся политики. После агентства сообщили, что президент смотрел выступление и остался доволен.

Вряд ли можно упрекнуть Д. Медведева в склонности к оппозиционности, но рядом с ним работают разные люди, даже и весьма известные, которые

всерьез надумали, что обладают полномочиями искать решения макроэкономических задач, которые ведь на самом деле и есть политические задачи. Ясно же, что никакого роста ВВП быть не может без роста производительности труда (с чем у нас туго). А это уже — политика, так как рост производительности заставит решать, что делать с высвобождающимися работниками. Рост ВВП не может быть без инвестиций, а для них требуется инвестклимат — чистая политика. Защита частной собственности, независимый суд и прочее, без чего нельзя рассчитывать на процветание — тоже политика.

Все это, кажется, теперь выводится из компетенции правительства. Ему остается починка крыш, размышления о содержании алкоголя в крови водителей (хотя и тут есть о чем задуматься), обустройство быта сирот и т.д.

При таком раскладе логичным представляется вообще обойтись администрацией президента без «потешного» правительства. Но тогда некого будет пугать, шкурить и объявлять, если понадобится, виноватыми.