Роструд упорядочил правила проведения проверок работодателей

| статьи | печать

Новый административный регламент, утвержденный приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н1, конкретизирует процедуру проверки соблюдения норм трудового права компаниями, индивидуальными предпринимателями и гражданами, выступающими в роли работодателей. Цель данного документа — предотвратить возможные нарушения прав и законных интересов работодателей при проведении государственными инспекциями по труду плановых и внеплановых проверок.

Регламент, утвержденный приказом от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент), революционно новых правил не вводит. Однако в нем пошагово и даже в виде блок-схем изложена процедура проведения плановых и внеплановых проверок, которые проводят Роструд и его территориальные органы — государственные инспекции труда в субъектах РФ.

Работодатели теперь могут ориентироваться на данный Рег­ламент и в случае его несоблюдения обжаловать решения, действия (бездействие) труд­инспекторов в административном или судебном порядке. Регламент вступает в законную силу через десять дней после его официального опубликования.

Законодательной основой для Регламента стал Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). Ранее порядок проведения подобных проверок определялся приказом Роструда от 03.06.2009 № 127 «О мерах по реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ <…>». Однако он довольно быстро был отменен приказом Роструда от 07.09.2010 № 250. В итоге на сегодняшний день действует лишь приказ Роструда от 28.10.2010 № 455, утвердивший методичес­кие рекомендации по планированию проверок соблюдения трудового законодательства.

План проверок на следующий год публикуют до декабря

В Регламенте определены основания для назначения и проведения плановых и внеплановых проверок. План проведения проверок на очередной год утверждается руководителем Роструда и в срок до 1 декабря публикуется на сайтах территориальных органов Роструда (п. 40 Рег­ламента).

Компания или предприниматель могут попасть в план проверок соблюдения трудового законодательства на очередной год, если с момента регистрации, начала фактического осуществления деятельности или окончания проведения предшествующей проверки прошло три года (п. 35 Регламента). Этот перечень оснований является исчерпывающим. Таким образом, Роструд зафиксировал в Регламенте трехгодичный цикл осуществления надзорных мероприятий.

Однако общие основания назначения внеплановой проверки отличаются. К ним относятся истечение срока исполнения уже выданного работодателю и неисполненного им предписания территориального органа Роструда об устранении выявленных им нарушений трудового законодательства, а также обращения и заявления в Рос­труд или его органы, включая запросы работников о проведении проверки соблюдения требований охраны труда на его рабочем месте (ст. 219 ТК РФ).

Основанием для проведения как плановой, так и внеплановой проверки конкретного работодателя является распоряжение руководителя территориального органа Роструда, принятое по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

Срок проверки можно продлить, если она плановая и выездная

Проверки обоих типов могут проходить в документарной или выездной форме, по месту нахождения проверяющего органа или проверяемого субъекта соответственно. Максимальный срок проведения для проверок обоих типов одинаковый — 20 рабочих дней. Продление срока внеплановых, а также плановых документарных проверок не допускается, а вот для плановых выездных продление допустимо. Оно возможно не более чем на 20 рабочих дней на основании распоряжения руководителя гоструд­инспекции, доведенного до сведения проверяемого субъекта не позднее, чем за три рабочих дня до окончания проверки.

Регламентом установлены специальные сроки проведения проверок в отношении отдельных категорий лиц. Например, для компаний, осуществляющих деятельность через филиальную сеть, срок проведения проверок каждого филиала исчисляется отдельно. А для субъектов малого предпринимательства общий срок проверки в год не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия. Продление срока проверки в отношении таких субъектов ограничено 15 часами.

Обжаловать решение по итогам проверки можно в суд или Роструд

Регламент устанавливает права и обязанности должностных лиц Роструда при осуществлении надзора, перечень которых идентичен установленному в ст. 357 ТК РФ, а также в Законе № 294-ФЗ. В частности, данные лица обязаны:

  • соблюдать сроки проведения проверки;
  • предупреждать проверяемого о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала, а о внеплановой — за 24 часа (за исключением случая, когда проверка проводится в связи с обращением или заявлением о нарушении работодателем норм трудового права, нарушении прав работника — в этих случаях работодателя о начале проверки не извещают);
  • непосредственно перед проведением проверки предъявлять распоряжение о проверке и служебное удостоверение;
  • не препятствовать руководителю или полномочному представителю работодателя присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения;
  • учитывать при определении мер ответственности тяжесть нарушения и его потенциальную опасность;
  • не допускать необоснованного ограничения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, знакомить их руководителей с результатами проверки и пр.

Основания обжалования результатов проверки, предусмотренные в Регламенте, фактически повторяют положения ст. 20 Закона № 294-ФЗ. Результаты проверки будут недействительны в случае наличия грубых нарушений, например при отсутствии распоряжения руководителя территориального органа Роструда. Работодатель имеет право на обжалование действий (бездействия) проверяющих, а также решений, принятых по результатам проверки в судебном или административном порядке. Срок рассмотрения жалобы — 30 рабочих дней, и данный срок может быть продлен еще максимум на 30 рабочих дней. Досудебное обжалование не исключает обращения работодателей в суд на общих основаниях.

1 Приказ Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», зарегистрирован Минюстом России 06.03.2013 № 27533. На момент подписания номера в печать документ официально не опубликован.