Компании разрабатывают «план Б» на сложные времена

| статьи | печать

Неопределенность и непредсказуемость конъюнктурных колебаний, ужесточение критериев инвесторов на получение заемного финансирования вынуждает европейский бизнес разрабатывать новый пакет мер на трудные времена. Что предстоит сделать компаниям, чтобы избежать кризисных ситуаций и стать устойчивыми? И как при этом гарантировать доверие финансовых инвесторов? Об этом речь в исследовании «Преобразование вместо демонтажа — факторы успеха устойчивого преодоления кризиса»*

Более 100 руководителей компаний не только различных отраслей, форм и структур собственности (41%), но и финансовых институтов (59%) приняли учас­тие в опросе. Большая часть участников — малый и средний бизнес (рис. 1).

Эксперты выясняли у топ-менеджмента финансовых инвесторов и компаний, что изменилось на рынках, какие проблемы им приходится решать и как они оценивают ситуацию в компании и отрасли на перспективу. Обобщив ответы респондентов, исследователи выявили факторы успешного и устойчивого преодоления кризисных ситуаций и предложили конкретные рекомендации.

Причины перемен

В условиях сильных и непредсказуемых конъюнктурных циклических колебаний в ключевых отраслях промышленности компании вынуждены разрабатывать различные сценарии бизнеса. Тем не менее, по результатам исследования, более 80% компаний-участников оценивают предстоящие годы положительно как с точки зрения конъюнктуры, так и своей отрасли. Инвесторы же в своих оценках оказались более сдержанными.

Возрастающая глобализация и все более тесное переплетение и взаимная связь процессов по цепочке поставок ведут к усилению циклических колебаний. Поэтому даже диверсификация во многих отраслях уже не защищает автоматически от конъюнктурных кризисов. Кроме того, такие важнейшие индикаторы конъюнктуры, как IFO-индекс бизнес-климата, промышленного производства, поступление заказов в перерабатывающих отраслях снова показывают негативные тенденции.

Почти 90% опрошенных компаний и инвесторов считают кризис евро фактором рис­ка конъюнктурного развития и опасаются прежде всего отсутствия государственных инвестиций, падения частного потребления или внутриевропейского экспорта, а также незначительной государственной поддержки в случае конъюнктурного кризиса. Выход какой-либо страны из зоны евро также рассматривается как фактор риска. Ситуация здесь неоднозначная. С одной стороны, компании полагают, что их конкурентные позиции ухудшатся вследствие девальвации национальной (локальной) валюты. С другой — слабый евро вследствие конъюнктурного кризиса для ориентированных на экспорт компаний считается преимуществом.

Более 90% участников полагают, что следующий конъюнк­турный кризис будет острее предыдущего и новая экономическая депрессия будет иметь худшие последствия, чем кризис 2008/2009. И называют самые главные факторы — снижение доступности кредитных ресурсов, несбалансированность внешних рынков стран BRIC, исчерпание потенциала сокращения издержек и отсутствие государственной помощи (рис. 2).

В этой связи эксперты преду­преждают, что все компании, и особенно отраслей, уязвимых для конъюнктурных колебаний, должны быть готовы к различным сценариям. А поскольку в любой отрасли есть успешные компании и кандидаты на кризис, эксперты считают необходимым проводить анализ по сегментам и международное сравнение конкуренции.

Использовать новые факторы конкуренции и возможности

В силу постоянного изменения рынков и обострения конкуренции компаниям многих отраслей приходится постоянно решать новые проблемы. Например, отрасли возобновляемых источников энергии борются с избыточными мощностями. Изменения в машиностроении и автомобильной промышленности вследствие глобализации и сильного переплетения цепочек поставок стали более частыми и цикличными. И в розничной торговле с появлением таких новых каналов, как Интернет, растет конкуренция, а в традиционных магазинах растут издержки на содержание запасов на складе. При оценке актуальных рыночных изменений многие респонденты отметили, что подвергаются ценовому давлению.

Изменения в предложении продуктов, по мнению участников исследования, связаны с важнейшим трендом в географичес­ких сдвигах (Китай и развивающиеся страны). Новые же продукты и технологии или стандартизация имеющихся продуктов имеют значение только для части компаний. А в поведении клиентов и каналах сбыта большинство респондентов не видят существенных изменений.

Около 60% опрошенных компаний воспринимают изменения на рынках и в конкуренции как шансы и возможности развития, поскольку имеют хорошие рыночные позиции и оснащены капиталом. Это говорит о хорошем понимании компаниями тенденций в специфическом рыночном и конкурентном окружении, что дает им возможность снижать риски и использовать новые возможности. И только одна треть чувствует опасность изменений. И все же эксперты полагают, что компании и капиталодатели нуждаются в более глубоком понимании трендов в меняющихся условиях рынка и конкуренции.

А чтобы оставаться прибыльным в новых условиях, необходимы и неизбежны:

  • повышение производительности;
  • глобализация цепочек создания стоимости (ценностей);
  • способность к инновациям.

Именно эти факторы обеспечивают вхождение в рынок, умение предлагать правильные продукты и быть конкурентным по цене. Такие же структурные темы, как месторасположение с низкими издержками или бизнес-модели, эффект масштаба, по сравнению с вышена­званными факторами имеют существенно меньшее значение, поскольку многие компании это уже сделали.

Рост потребности в финансировании

Согласно результатам исследования многие компании столк­нуться в ближайшие годы со значительной потребностью в финансировании (рис. 2). А финансирование компаний будет осуществляться уже по другим законам. Условия финансирования станут жесткими. Банки более чувствительны к кризису и повысили уровень требований при оценке кредито­способности компаний. И в связи с новыми правилами регулятора банки вынуждены тщательнее оценивать риски выдачи кредитов. Поэтому они больше вовлекаются в процесс предоставления кредитов компаниям.

64% среди опрошенных организаций по финансированию стали более жесткими. Они требуют утверждения процессов по выдаче кредитов, а для 44% важно большое залоговое обеспечение кредитов, поскольку переоцениваются кредитные риски. Более половины инвесторов тратят больше времени и ресурсов на анализ потенциальных инвестиционных объектов (рис. 3). Изменился и подход к анализу рисков. Инвесторы тщательнее подходят к анализу рыночной ситуации и позиционированию в ней компании. И почти половина инвесторов делает оценку будущей платежеспособности и способности компании расплатиться по кредитам. И только незначительная часть инвесторов желает быстрее вернуть свои инвестиции.

Издержки заемного капитала растут

Вырастут также расходы компаний на заемное финансирование, поскольку увеличится и станет дороже собственный капитал банков (согласно правилу «Базель III»). Кредит станет дороже, и ставки для компаний вырастут. Заемный капитал станет тяжелым бременем для компаний, потребуются большие гарантии, что сузит возможности других форм финансирования. Около 40% опрошенных инвесторов хотят сократить кредитование компаний. И это должно компенсироваться новыми предложениями или альтернативными формами финансирования, например ссудами. 80% опрошенных инвесторов планируют повысить процент за кредит или ужесточить условия его получения. И около половины требуют от компаний проведения мероприятий по увеличению доли собственного капитала (рис. 4).

От более жестких условий кредитования, отмечают эксперты, в большей мере пострадают компании с плохой кредито- и платежеспособностью, с плохими финансовыми показателями, рискованной или неопределенной бизнес-моделью или работающие в тяжелых рыночных условиях. Высокие издержки капитала уменьшат свободный поток денежных средств компаний, что приведет к проблемам с ликвидностью, доступ к кредитам осложнится, и возможности для получения новых кредитов снизятся.

Высокие требования капиталодателей во многом зависят от их мнения о перспективах развития бизнеса компаний. Так, 90% среди опрошенных инвес­торов ответили, что они более требовательны, чем раньше, к компаниям с плохими перспективами на рынке, а для компаний с хорошими перспективами требования повышают только 47% опрошенных финансовых инвесторов (рис. 5).

Новые критерии оценки

Классические факторы, такие как актуальные или историчес­кие данные, а также прозрачность и доверие к собственнику или менеджменту компании, едва ли сегодня имеют большое значение. Более 70% среди опрошенных инвесторов самое большое значение придают финансовому планированию на перспективу (на несколько лет вперед), разработке стратегии и бизнес-модели компании в рыночной и конкурентной среде (рис. 6).

На первое место выходят стратегические критерии — тренды на рынках и в конкуренции, хорошее позиционирование в конкуренции и конкурентоспособные бизнес-модели.

И самое главное — критерии предоставления капитала в большей мере ориентированы в будущее и основываются не только на финансовых данных. Впоследствии компании должны будут разработать стратегии по избеганию рисков и использованию возможностей рыночной среды, обсуждать эти стратегии с капиталодателями, общаться с ним открыто и позитивно. Новые правила кредитования вынуждают компании формировать доверительное отношение у инвесторов, налаживая с ними соответствующие коммуникации, которые необходимо всесторонне улучшать и делать более эффективными для обеих сторон. Иными словами, рассматривать банки и других инвесторов как своих стратегических партнеров.

Выполнение или соответствие этим требованиям вынуждает собственников и менеджмент компаний разрабатывать долгосрочные меры по развитию стратегии, бизнес-модели и оперативной деятельности.

* Исследование проведено международной консалтинговой компанией «Оливер Вуман» в Германии в 2012 г.