Индивидуальные предприниматели показали себя «индивидуалистами»

| статьи | печать

Так получилось, что на появление итоговых за 2012 г. данных Росстата об индивидуальных предпринимателях наложились вести об их массовом исходе из бизнеса из-за неподъемного для многих из них роста с 2013 г. социальных платежей. Минэкономразвития говорит, что в очереди на снятие с госрегистрации индивидуалы выстроились еще с декабря ушедшего года. Видно, это были большие очереди — именно после IV квартала годовые данные по численности индивидуальных предпринимателей ушли в минус. Такое случилось, возможно, впервые с появления в России бизнеса без образования юрлица.

В прошлом номере «ЭЖ» мы рассмотрели статистичес­кие данные о состоянии организаций в стране по итогам 2012 г. Чтобы завершить тему характеристики хозяйствующих субъектов России на начало этого года, посмотрим и на информацию Росстата об индивидуальных предпринимателях, имеющих государственную регистрацию. Тем более что, в отличие от организаций, у них за последний квартал 2012 г. про­изошли существенные изменения.

Итак, на 1 января 2013 г. индивидуальных предпринимателей числилось в стране округленно 4 059 700 человек, и минувший год завершился их сокращением на 1%. Для сравнения напомним, что численность организаций за прошлый год выросла на 0,4% — до 4 886 400.

Сокращение индивидуалов на вид небольшое и может казаться даже вполне ожидаемым, учитывая, что в последние годы прирост их количества последовательно затухал, а по итогам 2011 г. он составил символичес­кие 0,3%. Уже тогда в рядах ИП по видам экономической деятельности стали образовываться бреши: в рыболовстве и рыбоводстве за позапрошлый год их численность снизилась на 2,2% (до 7200 человек), в добыче полезных ископаемых — на 2,5 (до 900), в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности, социальном страховании — на 10,9 (до 600), а главное сокращение (не в относительном, а абсолютном плане) произошло в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — на 2,9% (до 2 107 700 человек).

В этих экономических нишах продолжилось сокращение индивидуальных предпринимателей и в 2012 г., а с II квартала к ним присоединился довольно многочисленный отряд ИП, занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, сразу на­б­рав высокие темпы сокращения. Что их напугало и заставило сниматься с учета в органах регистрации? Причины, скорее всего, разные, но одна выглядит действительно весомо — на начало сельскохозяйственного сезона в 2012 г. выпала засуха, что ничего хорошего в плане заработка не сулило сельскому бизнесу. Каким выдался впоследствии урожай — известно.

Словом, прошлый год индивидуальные предприниматели, «приписанные» к сельскому хозяйству, завершили с рекордным сокращением своих рядов на 14,3% — до 233 800 человек. Численность рыболовов и рыбоводов снизилась за год на 3,6% (до 6900), в добыче полезных ископаемых — на 3,3% (до 800), в торговле и иже с ней — на 2,9 (до 2 046 400), в госуправлении — на 6% (до 500 ИП).

Примечательно, что в численном минусе завершили 2012 г. и индивидуалы, занятые в обрабатывающих производствах (–1,8%, до 244 700 человек), причем еще на 1 октября их количество было на 0,1% больше в годовом сопоставлении и на 0,4% — относительно 1 июля. Это показывает, что основные события произошли у них в IV квартале.

Но последний квартал стал переломным и в целом для индивидуальных предпринимателей: также на 1 октября их численность на 1,1% превышала показатель годичной дистанции и на 0,3% — трехмесячной давности, что мало предвещало сокращение на 1% по итогам всего года. Однако оно случилось, и это говорит, что в его концовке появился дополнительный отрицательный фактор влияния.

Росстат представляет характеристику хозяйствующих субъектов квартальными порциями, поэтому доверимся компетентности директора департамента Минэкономразвития по развитию малого и среднего бизнеса и конкуренции Натальи Ларионовой, из слов агентству «Прайм» которой следует, что этот фактор заявил о себе с декабря 2012 г. и суть его в двойном повышении с 1 января 2013 г. фиксированных социальных платежей индивидуальных предпринимателей. Цена во­­­­­проса — рост тарифа с 17 000 до 36 000 руб.

За IV квартал согласно статис­тике количество ИП уменьшилось на 1,5%, или на 61 000 человек, и, видимо, основная часть сокращения пришлась на декабрь.

Жаль индивидуалов — за их плечами динамичный путь рос­та, замещения собой потерь в рядах хозяйствующих субъектов — юридических лиц, создания им конкуренции, выживания бизнеса в целом. Это наглядно при сопоставлении статданных по организациям и индивидуальным предпринимателям за ряд лет.

У Росстата, правда, в быстром свободном доступе ИП представлены с 2005 г., когда прошла поголовная кампания регистрации и перерегистрации индивидуалов под этим термином, хотя до этого многие и немало прошагали под юридическим прозвищем ПБОЮЛ, разница в сути между которыми нулевая — предпринимательство без образования юрлица. Но и восьмилетняя дистанция показательна.

За это время количество организаций выросло на 2,5%, индивидуальных предпринимателей — на 51,9%. Считается, что вотчина ИП — торговля. По доле среди всех индивидуалов — это 50,4% на начало 2013 г., по итогам 2005 г. было 64,5%. При сокращении за восемь лет числа организаций в сфере торговли и разного ремонта для населения на 2,6% численность ИП в этом виде деятельности выросла на 18,7% — можно даже сказать «всего», поскольку куда динамичнее шел рост их количества в других сферах.

Так, ранее мы отмечали, что в сельском хозяйстве численность организаций из года в год уменьшается, и на восьмилетней дистанции их сокращение составило 42,2%. Но параллельно здесь активно росло количество индивидуальных предпринимателей с увеличением за названный период более чем в 2,3 раза. Для примера: в кризисный 2009 г. число ИП на селе выросло на 38,2% при сокращении организаций на 6,5%.

В рыболовстве и рыбоводстве количество предприятий увеличилось за восемь лет на 17,6%, индивидуалов — на 43,7%.

В добыче полезных ископаемых прирост составил 18,5 против 33,3% соответственно.

Численность обрабатывающих предприятий уменьшилась на 15,3% при росте ИП в этом секторе промышленности на 70,5%.

Реформирование энергетики и ЖКХ вызвало увеличение количества организаций в производстве и распределении элект­роэнергии, газа и воды на 71,5%, индивидуальных предпринимателей — на 91,7%.

В строительстве — на 20,9% и в 2,75 раза соответственно.

В сфере гостиниц и ресторанов соответствующий прирост составил 20,9 и 37%.

На транспорте и в связи организаций прибавилось на 56,4%, ИП — в 2,2 раза.

В финансовой деятельности при сокращении за восемь лет организаций на 0,3% число индивидуальных предпринимателей подскочило в 3,25 раза.

На 32,5% и в 2,6 раза соответственно выросла численность в сфере операций с недвижимостью, аренды и предоставления услуг.

В образовании ряды организаций сократились на 9,1%, ИП — увеличились без малого в три раза.

Скромно на общем фоне выглядит здравоохранение, где число организаций расширилось на 6,6%, а индивидуальных предпринимателей — на 9,5%.

В сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг при сокращении организаций на 15,8% количество предпринимателей-индивидуалов возросло на 89,6%.

Особняком, но, как раньше мы отмечали, естественно выглядят цифры по госуправлению, военной безопасности и социальному страхованию — сокращение на восьмилетнем отрезке числа организаций на 5,2 и ИП — на 16,7%.

Эти статистические красивос­ти — в прошлом. Действительность пишет новую историю, в лучшем случае — рассказ. Сокращение индивидуальных предпринимателей в декабре прошлого года выглядит цветочками. Исходя из слов Н. Ларионовой и данных Росстата за IV квартал, численность ИП снизилась в январе и феврале еще минимум на 231 000 человек. И это не предел. Наверное, для Москвы 36 000 руб. годового взноса — деньги невеликие, но за столичной кольцевой дорогой, и чем дальше — тем больше, деньги для многих имеют иную ценность, что и показывает «голосование ногами». Причем далеко не факт, что все эти «индивидуалисты» уходят из бизнеса — они снимаются с учета…

По подсчетам Минэкономразвития, за последние три месяца потери составили 7% от зарегистрированных индивидуалов. Этот показатель, думается, нуждается в корректировке. Дело в том, что зарегистрированные и реально действующие предприниматели, мягко говоря, не одно и то же. У Росстата есть данные за 2011 г., согласно которым численность фактически действовавших ИП составила 2 490 200 человек — это 61% от зарегистрированных по итогам позапрошлого года. Скорее всего, это соотношение относительно стабильно. Тогда выходит, что в 2012 г. реально действовали примерно 2,5 млн индивидуальных предпринимателей, в таком случае доля сдавших «мандат» от этого числа составляет около 12%. А с «мертвых душ», известно, нулевой и куш.