Право на пособие удалось отстоять в суде

| статьи | печать

Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.12.2012 № 10605/12 встал на защиту прав работников на получение пособий по временной нетрудоспособности в том случае, когда сотрудники обслуживаются в подразделении медицинской организации, адрес которого не значится в лицензии.

В лицензии нет адреса — не будет и пособия

В ситуации, которая стала предметом судебного разбирательства, может оказаться любая компания. Представьте себе, работник приносит в бухгалтерию листок временной нетрудоспособности. Документ заполнен абсолютно правильно, и его достоверность не вызывает никаких сомнений. Поэтому бухгалтер рассчитывает и выплачивает работнику пособие. Как и положено, три дня болезни оплачиваются за счет средств организации, а остальные дни болезни — за счет ФСС России. При составлении расчета по форме 4-ФСС за отчетный период бухгалтер по коду строки 15 таб­лицы 1 раздела I указывает сумму пособия, выплаченного за счет средств соцстраха. Соответственно, на эту сумму уменьшаются страховые взносы за отчетный период.

В ходе выездной проверки правильнос­ти отражения организацией расходов на социальное страхование специалис­ты Фонда не приняли к зачету сумму пособия по временной нетрудоспособности. Причина следующая: листок нетрудоспособности, на основании которого выплачено пособие, выдан по месту нахождения подразделения медицинского учреждения. При этом адрес филиала не указан в приложении к имеющейся у медучреждения лицензии. Компания с таким решением не согласилась и обратилась в суд.

3:0 в пользу ФСС России

Суды трех инстанций поддержали Фонд. Приведем логику их рассуждений. Основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности является факт наступления болезни (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ, далее — Закон № 165-ФЗ). Освобождение от работы подтверждается листком временной нетрудоспособности (п. 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 517).

Поскольку в рассматриваемом случае этот документ выдан медицинским учреждением по адресу, не указанному в лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, он не подтверждает наступление страхового случая. Следовательно, выплаты пособий по таким больничным Фонд обоснованно не принял к зачету.

Такой вывод построен на следующих нормах законодательства. Финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств ФСС России (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее — Закон № 255-ФЗ). Право на пособие имеют работники, у которых заключен трудовой договор с работодателем (ст. 5 Закона № 255-ФЗ). Назначение и выплата пособия происходят после предъявления работником правильно оформленного больничного лис­та (ст. 13 Закона № 255-ФЗ). При этом расходы по соцстрахованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению Фонду (подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ).

Организация, получившая лицензию на осуществление медицинской деятельнос­ти, может оказывать лишь тот перечень услуг и лишь по тем адресам, которые указаны в приложении к лицензии (п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30). Поэтому при оказании медицинских услуг не по тем адресам, которые отражены в лицензии, у ФСС России отсутствуют основания для принятия к зачету расходов, произведенных организацией на выплату пособий. В этом случае больничные листы считаются выданными с нарушением порядка, установленного действующим законодательством.

Матч-реванш в Президиуме ВАС РФ

Но компания с таким вердиктом арбит­ров не согласилась и обратилась в Президиум ВАС РФ. Высшие судьи усмот­рели в ранее вынесенных решениях нижестоящих судов нарушение основ законодательства РФ.

Каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае болезни (ст. 39 Конституции РФ). Обязательное социальное страхование — часть государственной сис­темы социальной защиты населения. Оно представляет собой комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан по причине заболевания.

Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь. Государственной гарантией ее оказания является финансирование медицинского обслуживания за счет средств обязательного медицинского страхования.

У проверяющих не было сомнения в том, что работник действительно заболел, то есть наступил страховой случай, и этот факт подтвержден листком нетрудоспособности. Не оспаривал Фонд и то, что у подразделения медицинского учреждения были права на оказание медицинских услуг. Поэтому сама по себе выдача листков нетрудоспособности подразделением медицинского учреждения, не поименованным в имеющейся у него лицензии, не является основанием для отказа в принятии Фондом к зачету расходов на выплату пособия.

Кроме того, Президиум ВАС РФ отметил, что у Фонда есть право предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обес­печение по не­обоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности (п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ). Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на медицинские учреждения.

А вот работодатель в силу трудового законодательства обязан выплатить работнику пособие при наступлении временной нетрудоспособности (ст. 183 ТК РФ). Более того, у организации отсутствуют права контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи больничных листов медицинскими организациями.

справка

Обратите внимание, сейчас Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», на который ссылались нижестоящие суды, не работает. Вместо него действует Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и в нем также есть нормы, предполагающие наличие в лицензии адресов осуществления медицинской деятельности.