Закончить, чтобы начать

| статьи | печать

В большинстве случаев представители российского бизнеса не уделяют должного внимания положениям законодательства, а зачастую просто игнорируют их. Подобная картина наблюдается во многих сферах, начиная с обычной поставки товаров и заканчивая проведением собраний акционеров (участников) общества. В России практически не функционируют многие правовые конструкции, известные иностранным правовым системам. Одна из них — добровольная ликвидация юридических лиц. Попробуем разобраться, в чем причина.

Следуя логике законодателя, рано или поздно любая коммерческая организация прекращает деятельность. Это может произойти либо вследствие реорганизации (что, по сути, представляет собой реструктуризацию бизнеса), либо в результате ликвидации, фактически ставящей крест на конкретном коммерческом проекте. При этом вследствие ликвидации компании не происходит правопреемство ее прав и обязанностей, что подтверждается тем фактом, что дебиторская или кредиторская задолженность не переходит к другим лицам.

Процедура ликвидации призвана достичь ряд целей:

1) избавить экономическое пространство от неэффективных хозяйствующих субъектов, которые не в состоянии рационально использовать имеющееся у них имущество и исполнять взятые обязательства. Именно специфическая процедура — банкротство — позволяет ликвидировать компанию, расплатившись с максимально возможным числом кредиторов, и передать имущество более удачливым предприятиям;

2) прекратить негативное влияние, оказываемое на бизнес-среду определенными компаниями (например, при осуществлении предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии);

3) помочь предпринимателям выйти из коммерческого проекта. Допустим, участники общества с ограниченной ответственностью пришли к выводу, что компания не приносит того дохода, на который они рассчитывали, создавая общество. При этом не удается найти покупателей на доли предпринимателей в уставном капитале юридического лица, которые согласились бы продолжить начатое дело. В этом случае бизнесмены могут воспользоваться процедурой ликвидации компании.

«Мавр может уходить…»

Существуют два вида ликвидации юридических лиц:

  • добровольная,
  • принудительная.

Последняя встречается гораздо чаще, поэтому ей уделяется основное внимание со стороны юристов и бизнесменов. В нашем случае остановимся именно на добровольной ликвидации. В предлагаемой ситуации инициатива прекращения деятельности компании исходит от ее высшего органа управления — общего собрания акционеров либо участников.

Ликвидация компании может быть вызвана различными причинами, в том числе отсутствием желаемого уровня прибыли, однако действующее законодательство, допуская иные побуждающие мотивы, выделяет только два из них:

1) истечение срока, на который было создано общество. Дело в том, что учредительные документы предприятия могут предусматривать срок, в течение которого оно действует. Разумеется, после истечения данного срока компания уже не вправе существовать и должна либо внести изменения в устав, продлив или исключив из него срок деятельности, либо ликвидироваться;

2) достижение цели, ради которой создавалась компания. Устав хозяйственного общества может содержать определенную цель, во имя которой оно создается (например, строительство конкретного объекта недвижимости). По достижении поставленной цели общество должно быть ликвидировано. Правда, как и в первом случае, ликвидации можно избежать, внеся изменения в учредительные документы (абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Иногда в учредительных документах компании можно встретить указание срока, в течение которого будет функционировать юридическое лицо (как правило, это компании с иностранным капиталом, действующие в сфере строительства). В данном случае учредители компании четко ориентированы на реализацию конкретного проекта, по завершении которого это юрлицо больше использоваться не будет.

Выделим основные причины, по которым необходимо выбрать ту или иную модель поведения:

1. Добровольная ликвидация общества:

  • наличие среди участников общества непосредственно предпринимателя либо его близких родственников, а также доверенных лиц может серьезно осложнить их дальнейшую судьбу. В данном случае «бросать» фирму становится невыгодно, и не только потому, что «пустая» компания может привлечь внимание налоговых и иных проверяющих органов. Дело в том, что конкуренты, получив доступ к подобной информации, могут использовать ее в корыстных целях. Кроме того, такие фирмы могут напомнить о себе в будущем;
  • если «пустая» компания является дочерним обществом успешно функционирующего предприятия, это может негативно отразиться на положении последнего. Прежде всего, недействующие компании усложняют корпоративную структуру, ухудшается управляемость остальными активами. В то же время «мертвые» юрлица могут вызвать излишние подозрение у проверяющих органов и деловых партнеров основного общества (особенно это проявляется при продаже бизнеса). Цена компании в этом случае может быть снижена;
  • в случае налоговой проверки «пустая» компания может ухудшить положение основного бизнеса предпринимателя. Налоговики будут более тщательно проверять действующие компании, пытаясь установить факт уклонения от уплаты налогов.

2. Прекращение деятельности юрлица:

  • если компания участвовала в «черных» либо «серых» схемах, ее добровольная ликвидация приведет к проведению тщательной налоговой проверки, что вскроет имевшиеся нарушения и может негативно отразиться на других участниках;
  • компании, зарегистрированные по утерянным паспортам, невозможно ликвидировать в установленном законом порядке — учредители никогда не подпишут соответствующие документы;
  • общество имеет большие долги перед государством и контрагентами.

Существуют и иные, сугубо индивидуальные причины, которые могут влиять на выбор между ликвидацией и прекращением деятельности юрлица.

Начало процесса

Если собственники решают ликвидировать компанию, необходимо помнить, что законодательство подробно регламентирует данную процедуру, состоящую из нескольких этапов.

Этап первый: принятие решения.

В случае добровольной ликвидации акционерного общества совет директоров созывает внеочередное общее собрание и выносит на рассмотрение два вопроса:

  • принятие решения о ликвидации общества;
  • назначение ликвидационной комиссии (абз. 1 п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО)).

обратите внимание

Что касается обществ с ограниченной ответственностью, то вопросы о добровольной ликвидации и назначении ликвидационной комиссии могут быть вынесены на рассмотрение общего собрания участников по предложению совета директоров, исполнительного органа или участника.

Процесс ликвидации фактически начинается с одобрения вынесенных вопросов общим собранием участников (акционеров). При этом с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества, а также право выступать от его имени в судебных органах (п. 3 ст. 57 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), п. 3 ст. 21 Закона об АО).

Если участником или акционером хозяйственного общества является Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включаются представители — например, представитель федерального органа по управлению государственным имуществом (п. 4 ст. 57 Закона об ООО, п. 4 ст. 21 Закона об АО).

Кроме того, предусмотрены особые условия ликвидации, если в отношении открытого акционерного общества используется специальное право на участие Российской Федерации и ее субъектов в управлении компании («золотая акция»). Дело в том, что представители РФ и ее субъектов, назначенные в совет директоров компании, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии решения о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов (п. 3. ст. 38 Федерального закона от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

В течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации участники (акционеры) общества обязаны письменно уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения компании с приложением соответствующего решения (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации)). Регистрирующий орган извещается и о формировании ликвидационной комиссии.

В свою очередь регистратор вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого общества, а также юридических лиц, учредителем которых оно выступает (п. 2 ст. 20 Закона о госрегистрации).

Этап второй: принятие мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.

На этом этапе ликвидационная комиссия помещает в органах печати, публикующих сведения о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами (данный срок не может составлять менее двух месяцев с даты публикации сообщения о ликвидации компании (абз.1 п. 1 ст. 63 ГК РФ)).

Помимо этого, ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества.

Составление промежуточного баланса

Этап третий: составление промежуточного ликвидационного баланса.

По окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юрлица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения.

Чтобы иметь полное представление об активах компании и располагать достоверными сведениями об отражении в бухгалтерском учете иных важных показателей, следует провести обязательную инвентаризацию (абз. 7 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.98).

Исходя из указанных нормативных актов и экономического содержания хозяйственной операции, в промежуточный ликвидационный баланс следует включить:

  • сведения об имуществе и всех обязательствах в отношении каждого должника и кредитора по разделам баланса, в том числе об использовании прибыли;
  • бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату (дату реорганизации);
  • исчерпывающий перечень прав и обязанностей (указать не только те права, которые могут быть реализованы, но и срок по которым еще не наступил);
  • обязательства, которые оспариваются третьими лицами;
  • обязательства по недоимке и платежам в бюджет;
  • налоговые расчеты отчетного периода;
  • приказ по учетной политике;
  • лицензии общества;
  • результаты инвентаризации.

обратите внимание

Промежуточный ликвидационный баланс в обязательном порядке утверждается общим собранием акционеров (участников). О составлении данного документа необходимо уведомить регистрирующий орган (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации).

Этап четвертый: удовлетворение требований кредиторов.

На основании данных утвержденного промежуточного ликвидационного баланса осуществляются выплаты кредиторам общества. При этом долговые обязательства погашаются согласно очередности, установленной п. 1 ст. 64 ГК РФ:

  • в первую очередь — требования граждан, перед которыми ликвидируемое юрлицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (в том числе по контракту); выплачиваются вознаграждения по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой компании;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
  • в заключение осуществляются расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих такие средства.

обратите внимание

Выплаты кредиторам общества начинаются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения указанного документа (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Требования каждой очереди кредиторов удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имущества ликвидируемого общества недостаточно, оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Зачастую ликвидируемые компании не имеют достаточного количества денежных средств для удовлетворения всех требований кредиторов. В этих случаях ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

В процессе ликвидации компании возможны конфликты, связанные с погашением задолженности общества. Для их разрешения законодательство предусматривает право кредитора обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии, если она откажет в удовлетворении его требований либо станет уклоняться от их рассмотрения. Иск может быть подан только до утверждения ликвидационного баланса (п. 4 ст. 64 ГК РФ).

обратите внимание

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого общества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемой компании, считаются погашенными. Таковыми являются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (п. 6 ст. 64 ГК РФ).

Этап пятый: оформление ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который в обязательном порядке утверждается общим собранием акционеров (участников). При этом в случаях, установленных законом, этот документ должен быть согласован с уполномоченным государственным органом — например, если ликвидируется кредитная организация, таким органом выступает Банк России (абз. 10 ст. 23 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

«Раздел имущества»

Этап шестой: распределение имущества ликвидируемого общества среди участников (акционеров).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия распределяет оставшееся имущество между участниками (акционерами). Порядок раздела имущества следует рассмотреть отдельно для обществ с ограниченной ответственностью и для акционерных компаний.

Статья 58 Закона об ООО устанавливает следующую очередность распределения активов компании:

— в первую очередь производятся выплаты участникам общества распределенной, но не выплаченной части прибыли. Если имеющегося у общества имущества окажется недостаточно для данных выплат, имущество делится между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества;

— во вторую очередь имущество распределяется между участниками пропорционально долям в уставном капитале.

В ходе рассматриваемой процедуры следует учитывать, что требования каждой очереди погашаются исключительно после полного удовлетворения требований предыдущей.

В связи с тем, что в акционерных обществах размещаются несколько типов акций, процедура раздела имущества общества, определенная ст. 23 Закона об АО, несколько иная:

  • в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона об АО (например, в связи с реорганизацией компании или совершением крупной сделки);
  • во вторую очередь выплачиваются начисленные, но не выплаченные дивиденды по привилегированным акциям и определенной уставом ликвидационной стоимости по привилегированным акциям. Выплата обществом определенной уставом ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты аналогичного показателя по привилегированным акциям предыдущей очереди;
  • в третью очередь имущество распределяется между акционерами — владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных.

Как и в случае с ООО, распределение имущества ликвидируемой акционерной компании в каждой очереди осуществляется только после полного распределения активов предыдущей. Если активов окажется недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом ликвидационной стоимости всем акционерам — владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между указанными лицами пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

Этап седьмой: внесение сведений о ликвидации в государственный реестр.

Ликвидация компании считается завершенной, а общество — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации при ликвидации компании в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление в установленной форме. В данном документе подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации общества, завершение расчетов с кредиторами и согласование вопросов ликвидации с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами в установленных законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате госпошлины.

Осуществляя ликвидацию хозяйственных обществ, необходимо уделять особое внимание налоговым правоотношениям. В соответствии с п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств компании, в том числе полученных от реализации активов.

Если ликвидируемое общество имеет суммы излишне уплаченных налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, они подлежат зачету в счет погашения задолженности компании по налогам, сборам (пеням, штрафам) не позднее месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления. При отсутствии задолженности излишне уплаченные суммы подлежат возврату обществу не позднее месяца со дня подачи соответствующего заявления (п. 4 ст. 49 НК РФ).

«Казнить нельзя, помиловать»

Процесс ликвидации компании не так сложен, как может показаться на первый взгляд — главное, четко знать все возможные нюансы процесса. Например, часто возникает вопрос о том, кто вправе подписывать от имени ликвидируемой компании исковые заявления и совершать прочие юридические действия, связанные с ликвидацией, исходя из решений, принимаемых ликвидационной комиссией.

Согласно п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 исходя из содержания норм ГК РФ именно руководитель (председатель) ликвидационной комиссии имеет право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого общества, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы компании в суде, а также совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

обратите внимание

Наличие решения о добровольной ликвидации компании не исключает возможности обращения в суд с иском о ее принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные действующим гражданским законодательством.

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Решение учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами, о его ликвидации является основанием для возбуждения процедуры ликвидации в порядке, установленном законом (ст. 62, 63 ГК РФ).

Следует особо подчеркнуть, что невыполнение решения учредителей (участников) либо органа юрлица о добровольной ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации, если в деятельности компании не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.

В случае принятия учредителями решения об отмене ликвидации юридического лица, а также учитывая, что Закон о госрегистрации и ГК РФ не регламентируют порядок принятия подобных решений, необходимо принять во внимание следующее.

Решение об отмене ликвидации юридического лица может быть принято как судом — по требованию заинтересованных юридических лиц, — так и учредителями (участниками) или уполномоченным органом общества.

В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Отмена решения о ликвидации возможна только до внесения в госреестр записи о ликвидации юридического лица.

В случае принятия учредителями подобного решения:

  • до направления в регистрирующий орган уведомления по форме № Р15001 не требуется представления в регистрирующий орган решения учредителей (участников) юридического лица об отмене принятого решения о ликвидации;
  • после представления в регистрирующий орган уведомлений по формам № Р15001, Р15002, Р15003 — в соответствии с требованиями ст. 63 ГК РФ необходимо представить:
  • заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма № Р14001, при принятии учредителями (участниками) юридического лица либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица);
  • заверенную копию решения об отмене решения о ликвидации.

Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ запись об отмене записи о госрегистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Свидетельство о внесении записи по форме № Р50003 выдается (направляется) юридическому лицу.

Если суд примет решение об отмене ликвидации юридического лица, регистрирующий (налоговый) орган вносит соответствующую запись в госреестр только на основании указанного решения. Соответствующее свидетельство направляется юридическому лицу.

обратите внимание

С момента внесения записи в ЕГРЮЛ об отмене записи о госрегистрации юридического лица в связи с его ликвидацией к данному обществу не применяются положения п. 2 ст. 20 Закона о госрегистрации.

Таким образом, юридическое лицо сохраняет статус действующего.

к сведению

Простота как средство шантажа

При кумулятивном голосовании не имеет значения абсолютное количество голосов, полученное соискателем. Главное — «не придти последним». Если количество претендентов соответствует числу вакансий, то с высокой степенью вероятностью все они будут избраны. В такой ситуации неизбранным будет кандидат, не получивший ни одного голоса. Однако эта простота формирования совета директоров может обернуться неожиданными проблемами для общества — использоваться как метод шантажа.

Аргументируем свою позицию практическим примером. В общество поступило требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров с двумя вопросами повестки дня:

  • досрочное прекращение полномочий членов совета директоров;
  • избрание нового состава совета.

Решение по первому вопросу будет принято, если за него проголосуют владельцы более половины голосующих акций, участвующих в собрании. Новый состав наблюдательного совета будет сформирован, если владелец хотя бы одной голосующей акции распределит принадлежащие ему голоса между соискателями.

Поскольку для принятия решения по указанным вопросам требуется различное количество голосов, из этого следует и различная вероятность принятия решений. Решения по второму из названных вопросов будет принято практически всегда — в отличие от первого. Может сложиться ситуация, когда полномочия действующего совета директоров не прекращены, а при этом образован его новый состав.

В обществе образуются два совета директоров. Одни директора резонно утверждают, что их полномочия не прекращены; другие, ссылаясь на протокол общего собрания, настаивают на своем избрании. «Вновь избранный» совет директоров может образовать параллельного генерального директора, созвать по своей инициативе внеочередное общее собрание. Описываемой ситуацией могут воспользоваться профессионалы, занимающиеся корпоративным шантажом или захватами.

Эта проблема урегулирована в новой редакции положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Оно пополнилось новацией: «В случае если в повестку дня внеочередного общего собрания включены вопросы о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и об избрании нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, итоги голосования по вопросу об избрании нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества не подводятся, если не принимается решение о досрочном прекращении полномочий ранее избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества»1.

Такой подход исключает появление решения общего собрания, легализующего образование параллельных органов общества.

На наш взгляд, указанную норму целесообразно включить в Закон об АО.

1. Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Утверждено приказом ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н (п. 4.13).