Антиутопия от ВЭФ, часть II

| статьи | печать

Новый прогноз от Всемирного экономического форума (ВЭФ) стал как бы продолжением прошлогоднего предсказания «идеальной антиутопии», которое уже делала отборная тысяча экспертов.

Доклад называется «Глобальные риски 2011» (Global Risk Report 2011).

Эксперты ВЭФ, оценивая главные риски десятилетия, пытались разглядеть, что же за систему обитания возвело человечество, в какой конструкции мы существуем и какова вероятность того, что все это сооружение скоро грохнется и придавит миллиарды. Причем это — более оптимистичная часть исследования, так как многие эксперты считают, что громадная часть человечества уже «придавлена» и с трудом выживает.

Мрачные ноты (в стиле почти заупокойной оперы русского композитора первой половины XIX века Алексея Верстовского) стали превалировать в исследованиях ВЭФ с прошлого года. Тогда и применили «веселые» экономисты термин «дистопия», то есть — идеальная антиутопия. По пояснениям некоторых участников рисования жизни человечества черным по черному, «идеальная» надо понимать как «неминуемая».

Что именно сделало ВЭФ хроническим ипохондриком? По прочтении доклада это остается загадкой, так как экспертам просто все не нравится, все внушает ужас и уныние. То есть дело не в фактах, а в угле зрения. Экспертный глаз оказался скошен так, что посылает сигнал ужаса мозгу независимо от того, что наблюдает. «Человечество продолжает сеять семена дистопии… финансовые проблемы… стареющее население и дисбалансы на рынке труда угрожают появлением „хрупких“ государств», — хором говорят эксперты.

Про стареющее население — типичный пример ипохондрии. Можно ведь и порадоваться, что люди стали жить дольше, чем даже в прошлом веке. Но можно и впасть в уныние, как вэфовцы. Увеличение сроков жизни, конечно, стало одним из факторов того, что ВЭФ называет «развалом пенсионных систем».

Правда, они не отметили, что другим, не менее сильным фактором, является и то, что пенсионные системы формировались в то время, когда обычно работал муж, а жена занималась домашним хозяйством. Соответственно планировалось, чтобы пенсия мужа позволяла в старости ему и самому жить, и жену кормить. Но потом было движение суфражисток, феминизм и прочее всякое. Теперь женщины тоже чаще работают, чем киснут на кухнях, и пенсии надо платить обоим супругам, только вот их размер в цивилизованных странах никак невозможно ополовинить. Иными словами, есть сложности, но ведь надо признать, что это — трудности роста, а не стагнации. А по ВЭФ все проще и горше — безысходно.

По версии ВЭФ, практически все центробанки в основном заняты лишь тем, что делают ошибки, непростительные даже для выпускников начальных школ. На самом деле ЦБ разных стран как-то еще умудряются лавировать между здравым смыслом и агрессивным требованием избирателей давать им всего быстрее и больше. Но это, уверяют опрошенные специалисты, плохо, и скоро разразится катастрофа.

Предвкушение катастрофы проходит через все исследование. Эксперты ВЭФ усердно предаются причитаниям, перечисляют множество самых различных напастей — от эпидемий и нехватки воды до распространения оружия массо­вого поражения, и ужасаются, что любая из них «может запустить глобальную катастрофу». Читателям предоставляется свобода самим фантазировать, что ждет нас уже через неделю-другую, ведь все эти беды навалились на человечество скопом…

На ближайшие десять лет одним из самых вероятных рисков мировой экономики ВЭФ называет «неравенство в доходах между бедными и богатыми». Это интересно. До сих пор история человечества показывала, что как раз первыми рушились государства, в которых пытались внедрить идеологию «уравниловки». Как раз жадность, честолюбие и прочие естественные человеческие качества при умелом их использовании давали и дают взлет ремесел, наук и искусств.

Про финансовые системы сказано тоже много нехорошего. Если продолжить мысли экспертов ВЭФ, то можно додуматься до того, что вообще стоит запретить, как в мусульманских странах, банковский процент...

Впрочем, эксперты ВЭФ не доходят до очевидного абсурда. Так, скажут, что где есть нехорошего, и ставят многоточие. Потому, наверное, особое внимание они посвятили глобальным природным рискам и предвкушениям в ипохондрическом экстазе климатической катастрофы. В пятерку самых вероятных рисков вошли изменение климата из-за роста выбросов парниковых газов и кризис водоснабжения.

Эксперты называют разрушительным риском нехватку еды на планете. Будто когда-нибудь в истории человечества пищи (и воды) на всех хватало. Можно представить, что бы написали эксперты ВЭФ и через сколько дней предрекли бы гибель всего народонаселения, отправь их на машине времени на 500 или 5000 лет назад.

Судя по исследованию, сильное влияние на экспертов производят репортажи на телевизионных каналах. В прошлом докладе они ждали апокалипсиса из-за резких колебаний цен на энергоносители и продовольствие, а теперь их сильно заботит Башар Асад, который вот-вот начнет химическую атаку на весь мир…

Среди системных рисков эксперты назвали перекос в приоритетах, который допускается в ущерб экологии ради решения экономических задач. В конце позапрошлого века, кстати, футурологи тоже в один голос предрекали, что скоро в городах наступит массовый мор народа из-за неконтролируемого развития гужевого транспорта. Это, говорили ученые, неминуемо завалит поселения массами конского навоза, ведь не хотят алчные промышленники и торговцы умерить аппетиты ради чистоты окружающей среды…

Трудно понять российскому читателю, что имеют в виду авторы доклада, когда говорят о повсеместном крахе систем здравоохранения. Ведь мы, если деньги есть, знаем, куда надо ехать лечиться при необходимости.

Красная нить доклада — все же экология. Утверждается, что «… в будущем экономические риски наложатся на экологические… что спровоцирует «идеальный глобальный шторм». Про «идеальный шторм» опять красиво, как про дистопию. В этом месте все опрошенные эксперты едины во мнении, что последствия этого шторма «преодолеть не удастся»…

В общем мировой порядок, мировая система видится им примерно как хрупкий карточный домик, который атакуется со всех сторон силами зла. Применяется военная терминология, говорится про «фронты», на которых ведется еще сопротивление мрачной силе судьбы. Но все, конечно, тщетно: «Внезапный и крупный удар на одном из фронтов будет способен похоронить все надежды на разработку эффективного и долгосрочного решения на другом фронте».

Для подтверждения пророчеств эксперты излагают такую «новую» тему, как вред от антибиотиков. Мол, слишком мы ими увлеклись… и далее, про всякие мутации бактерий и прочее — как обычно в последние лет пятьдесят, за которые люди научились побеждать ряд болезней и жить стали дольше и здоровее.

Однако доклад порождает подозрение, что его авторы сильно недолюбливают пожилых людей и считают глобальной ошибкой человечества продление жизни. Они пишут, что всякие диеты «приводят к старению населения», но сокрушаются по этому поводу, так как старики и старухи «чаще страдают хроническими заболеваниями», и приводят цифры, во сколько процентов ВВП обходится лечение этих задерживающихся на земле индивидуумов.

Кроме Башара Асада, бактерий-мутантов и толп стариков ужас экспертам внушает еще Интернет. Системным риском они называют непредсказуемость информационных технологий. Им не нравится и их пугает, что любая информация может как пожар распространяться по сети без всякой фильтрации.

Не так давно так же не нравилась приверженцам традиционных конфессий идея позволять народу читать Книгу книг на понятном языке, а не получать к ней доступ только через уполномоченных толкователей.

Ужас от Интернета принимает у авторов доклада комические формы. Они вспомнили даже хрестоматийную историю про радиотрансляцию в 1938 г. в США «Войны миров» по Герберту Уэллсу (известную нам по интервью с В. Лениным). Радио­спектакля испугались, приняв за правду сообщение о нашествии марсиан, многие простодушные американские обыватели. Это было. Правда, эксперты ВЭФ не вспомнили, что этот радиоспектакль придумал и поставил Орсон Уэллс, великий кинорежиссер, автор самого, пожалуй, почитаемого ценителями киноискусства фильма «Гражданин Кейн». Странно, что эксперты не привели еще, к примеру, домыслы про вред для ранимых народных душ мульт­фильма «Ну, погоди!» или рассказа «Му-му», где описывается убиение животного. Зато они совершенно серьезно полагают, что тупейший ролик «Невинность мусульман» спровоцировал беспорядки в нескольких странах, будто для беспорядков трудно было бы отыскать повод и без этой поделки.

При таком настрое, какой сквозит в докладе ВЭФ, нельзя было обойтись, конечно, без НЛО. Это тоже риск, серьезно считают давосские эксперты и пишут: «Открытие инопланетной жизни… доказательство существования иных форм жизни во Вселенной может иметь глубокие психологические последствия для человеческого мировоззрения»...

В научной части страшилок от ВЭФ присутствует весь банальный набор «пугалок», включая «… вмешательство в мозг человека»…

Нельзя не отметить, что есть в очередном фундаментальном исследовании ВЭФ весьма критический недочет, имеется одно такое крупное упущение, которое ставит под сомнение всю работу — там не разбирается подробно риск от столкновения с землей астероида Апофис. Может быть, это случилось потому, что во время опроса ведущих мировых экспертов по ТВ еще не говорили про подлет этой гадости к нам, и не засела свежая информация в головах респондентов. Подождем третью часть их мрачных писаний.