Штраф за бухотчетность: инструкция для налоговиков

| статьи | печать

ФНС России в письме от 21.11.2012 № АС-4-2/19575@ дала указания нижестоящим налоговым органам, как нужно штрафовать организации, если они вовремя не представили бухгалтерскую отчетность. Но воспользоваться этими указаниями в полной мере инспекторы смогут только один раз.

Бухгалтерская отчетность — один документ?

Бухгалтерская отчетность относится к документам, которые необходимо представлять в налоговые органы. Исключение составляют случаи, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет или освобождена от его ведения (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Так, не вести бухгалтерский учет могут организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, а также получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре „Сколково“», в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) 1 млрд руб. (п. 3 и 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон № 129-ФЗ). Соответственно названные компании бухгалтерскую отчетность налоговикам не сдают. Для остальных организаций такая обязанность есть.

За не вовремя поданные в налоговую инспекцию документы установлена ответственность в размере 200 руб. по каждому не представленному документу (п. 1 ст. 126 НК РФ). Но как штрафовать, если с опозданием сдана бухгалтерская отчетность? Ведь в ее состав входит не только баланс, но и отчет о прибылях и убытках, а также ряд других документов. Нужно ли рассматривать отчетность как одно целое и соответственно налагать штраф в размере 200 руб., или штрафовать за каждый отдельный документ, входящий в ее состав?

Двумястами рублями не отделаешься

ФНС России разъяснила, что состав бухгалтерской отчетности дан в п. 2 ст. 13 Закона № 129-ФЗ. Она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки. Если организация подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии, в ее состав дополнительно включается аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных

кооперативов. Какие документы входят в бухгалтерскую отчетность госучреждений, указано в приказе Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». А требования к составу отчетности общественных организаций (объединений) установлены в ст. 15 Закона № 129-ФЗ.

Исходя из этого налоговики пришли к выводу, что документами, за непредставление которых возможно привлечение к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, могут являться:

  • для организаций — бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (если организации в соответствии с федеральными законами подлежат обязательному аудиту или обязательной ревизии), пояснительная записка;
  • общественных организаций (объединений), не ведущих предпринимательской деятельности, — бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств;
  • госучреждений — документы, входящие в состав бухгалтерской отчетности в соответствии с приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Налоговые органы при определении размера штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ должны руководствоваться полным перечнем документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности конкретной организации, и определять сумму штрафа в размере 200 руб. за каждый несвое­временно представленный документ, который должен входить в ее состав.

Мы согласны с тем, что штрафовать нужно за каждый непредставленный документ, входящий в состав бухгалтерской отчетности. Однако указание налоговиков о том, что при наложении штрафа необходимо руководствоваться полным перечнем документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности, может создать на практике определенные проблемы.

А как же малый бизнес?

Если налоговые органы на местах примут на вооружение эти разъяснения (а они обязаны это сделать, поскольку об этом прямо написано в письме), со всех организаций (кроме госучреждений и общественных), в том числе и малых предприятий, они должны требовать как минимум баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним и пояснительную записку.

Но малые предприятия могут не представлять приложения к балансу и пояснительную записку (п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). Кроме того, для них предусмотрены специальные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (приложение 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Поэтому штрафовать такие предприятия за непредставление приложений и пояснительной записки налоговики не вправе.

***

По существу, налоговые органы на местах смогут руководствоваться спущенными им сверху рекомендациями в отношении состава бухгалтерской отчетности только один раз — при представлении организациями годовой отчетности за 2012 г.

Дело в том, что в своих указаниях ФНС России ссылается на положения Закона № 129-ФЗ, который доживает последние дни. С 1 января 2013 г. вступит в силу новый закон о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ). А в нем состав годовой бухгалтерской отчетности определен иным образом — бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).