Кто и как будет регулировать бухгалтерский учет с 2013 г.

| статьи | печать

С 1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Фактически с этой даты только начнется работа по формированию новой системы регулирования бухгалтерского учета. В новом законе определены как функции органов государственного регулирования бухгалтерского, так и функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета (СНРБУ). Отдельные статьи посвящены совету по стандартам бухгалтерского учета, Программе разработки федеральных стандартов и переходным положениям. Попробуем разобраться, какие изменения в связи с этим ждут российских бухгалтеров.

Госрегулирование бухгалтерского учета

На уровне федерального закона закреплено существование двух органов, уполномоченных на утверждение стандартов бухгалтерского учета — федеральные стандарты будут утверждаться Минфином России, отраслевые — Банком России (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон о бухгалтерском учете). Очевидно, что во втором случае речь идет только об отраслевых стандартах, которые будут действовать в сфере, подконтрольной Банку России, — регулирующей бухгалтерский учет в кредитных организациях.

Другие отраслевые стандарты, как можно заключить из нормы ч. 2 п. 1 ст. 23, будут частично утверждаться также Минфином России. О том, как и кем будут утверждаться отраслевые стандарты, не входящие в компетенцию Минфина России, в Законе о бухгалтерском учете не сказано. Возможно, это будет сделано на уровне подзаконного акта (после создания соответствующих СРО в отраслях) или посредством внесения изменений в новый Закон о бухгалтерском учете.

Обращает на себя внимание и тот факт, что из шести значимых функций уполномоченного органа (седьмая фактически делает перечень открытым) две не имеют прямого отношения к регулированию отечественного бухгалтерского учета, а связаны с участием Минфина России в разработке и внедрении МСФО.

Новая аббревиатура: СНРБУ

На первый взгляд функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета представляют собой некоторые функции саморегулируемой организации, адаптированные для целей регулирования бухгалтерского учета (ст. 24 Закона о бухгалтерском учете).

Так, включение в состав функций СНРБУ разработки стандартов и участия в подготовке программы их разработки представляется очевидным и соответствует целям, для которого подобный СНРБУ может создаваться. Функция, связанная с публичным обсуждением проектов стандартов и их представлением в уполномоченный орган непосредственно корреспондирует с нормами ст. 27 нового Закона о бухгалтерском учете.

Вместе с тем при внимательном рассмотрении этих функций возникает ряд вопросов.

Во-первых, неясной представляется функция участия в экспертизе проектов стандартов. Проводить экспертизу собственных проектов СНРБУ не может (соответствующие мероприятия проводятся на этапе принятия решения о разработке стандарта и в процессе работы над первой редакцией проекта). Что же касается экспертизы проектов, подготовленных другими участниками процесса регулирования бухгалтерского учета, то специально для этого предполагается создание совета по стандартам бухгалтерского учета (ст. 25 Закона о бухгалтерском учете).

Порядок оформления и дальнейшего использования результатов экспертизы, проведенной СНРБУ, в законе никак не прописан, а само наличие двух центров, в которых экспертиза проводится, по нашему мнению, создаст дополнительные проблемы со своевременностью принятия стандартов.

Таким образом, данная функция СНРБУ на практике скорее всего реализовываться не будет. Правильнее, наверное, говорить об участии указанных субъектов в обсуждении проектов стандартов, разработанных иными участниками процесса.

Во-вторых, непонятно, что законодатель имел в виду под обеспечением соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта.

Применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов в ст. 22 Закона о бухгалтерском учете записано в качестве одного из основных принципов, на которых будет строиться регулирование бухгалтерского учета после вступления закона в силу. Однако о полном соответствии требований МСФО и РСБУ все-таки речь идти не может, хотя бы потому, что принципы применения МСФО допускают отклонение норм и требований национальных стандартов от положений международных стандартов. Кроме того, если разработчиками законопроекта о бухгалтерском учете ставилась задача обеспечения соответствия отечественных федеральных стандартов международным, то сам процесс реформирования можно было бы свести к переводу МСФО и введению их в действие на территории РФ с условием обязательного применения всеми экономическими субъектами. Поэтому представляется, что и эта функция на практике в полном объеме выполняться не будет. Скорее всего деятельность СНРБУ в данном направлении ограничится выявлением явных противоречий (препятствующих гармоничному и корректному внедрению) между проектами федеральных стандартов и нормами соответствующих МСФО.

В-третьих, как и в случае с уполномоченным органом (Минфином России), не совсем очевидна правомерность включения в функции СНРБУ участие в разработке МСФО. Данная деятельность выходит за рамки реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и не может регулироваться национальным законодательством.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что деятельность созданных СНРБУ ограничится (как минимум на первых порах) выполнением требований и процедур, прописанных в ст. 27 Закона о бухгалтерском учете.

Совет по стандартам бухгалтерского учета

Статьей 25 Закона о бухгалтерском учете детально и подробно урегулирован порядок создания и правила функционирования дополнительного экспертного органа, создаваемого при Минфине России для экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов. Обращает на себя внимание тот факт, что в состав направлений экспертизы соответствие проектов стандартов соответствующим МСФО не включено.

На официальном сайте Минфина России размещен для обсуждения проект приказа Минфина России (который должен вступить в силу с 1 января 2013 г. «О создании совета по стандартам бухгалтерского учета». В проекте приказа воспроизведены основные нормы ст. 25 Закона о бухгалтерском учете, причем некоторые из них уточнены и развиты.

В частности, уточнено, что совет может дополнительно осуществлять следующие функции:

— проводить экспертизу проектов отраслевых стандартов в случае направления таких проектов в совет органами государственного регулирования бухгалтерского учета в соответствующей сфере экономической деятельности;

— проводить по поручению Минфина России экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета.

Определены права совета. В частности, совет для осуществления функций, предусмотренных настоящим Положением, вправе:

— запрашивать необходимые материалы от разработчиков проектов федеральных и отраслевых стандартов, федеральных органов исполнительной власти, Банка России, общественных объединений, научных и других организаций, в том числе международных и иностранных;

— приглашать на свои заседания к участию в обсуждении решений совета должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, Банка России, экспертов и иных специалистов;

— направлять представителей совета для участия в сове­щаниях, конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях по проблемам, связанным с регулированием бухгалтерского учета, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями, научными и другими организациями, в том числе международными и иностранными;

— направлять Минфину России предложения по привлечению в установленном порядке для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ организаций, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Также установлено, что в состав совета входят десять представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности, два представителя Банка России и три представителя Минфина России.

Право вносить предложения о кандидатах в члены совета будет предоставлено субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета, ЦБ РФ, научным организациям и высшим учебным заведениям.

Программа разработки федеральных стандартов

Статьей 26 комментируемого закона установлены общие принципы и правила разработки и утверждения программы разработки федеральных стандартов. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1083 «О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации» с 1 января 2013 г. Минфин России уполномочен утверждать программу разработки федеральных стандартов бухучета (по согласованию с Банком России), федеральные стандарты бухучета (в том числе упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную финансовую отчетность для малого предпринимательства).

Кроме того, правительство уполномочило Минфин России утверждать Положение о совете по стандартам бухгалтерского учета и состав этого совета, осуществлять организацию экспертизы проектов стандартов бухучета и обобщение практики применения таких стандартов, участвовать в разработке МСФО. С момента вступления постановления в силу Минфин России (по согласованию с Банком России и ФСФР России) уполномочен утверждать акты о введении в действие и прекращении действия МСФО и разъяснений к ним на территории РФ.

Некоторые предположения об очередности разработки федеральных стандартов можно сделать из факта введения в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н (МСФО могут применяться на добровольной основе с момента официального опубликования, обязательны к применению с 1 января 2013 г.).

Всего введено (с учетом изменений, внесенных в приказ от 25.11.2011 № 160н приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н) 33 международных стандарта и 24 разъяснения.

В отечественной системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в настоящее время действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету и ряд нормативных актов более низкого уровня — методических рекомендаций и указаний. Кроме того, на официальном сайте Минфина России размещены для публичного обсуждения тексты четырех положений по бухгалтерскому учету, в том числе двух новых — «Учет аренды» и «Вознаграждение работникам» — и двух, предназначенных для замены ранее принятых, — «Учет доходов» и «Учет затрат».

Для оценки перспектив очередности разработки федеральных стандартов можно сопоставить перечни действующих РСБУ и введенных МСФО (см. таблицу).

Сопоставление действующих РСБУ и введенных МСФО

МСФО (IAS и IFRS) и Разъяснения (SIC и IFRIC)

Положения по бухгалтерскому учету, методические рекомендации и методические
указания

МСФО (IAS)


1 «Представление финансовой отчетности»

Положение по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации»
(ПБУ 4/99)

2 «Запасы»

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»
(ПБУ 5/01)

7 «Отчет о движении денежных средств»

Положение по бухгалтерскому учету «Отчет
о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011)

8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

10 «События после окончания отчетного периода»

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98)

11 «Договоры на строительство»

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008)»

12 «Налоги на прибыль»

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
(ПБУ 18/02)

16 «Основные средства»

Положение по бухгалтерскому учету
«Учет основных средств» (ПБУ 6/01)

17 «Аренда»

Действующих аналогов нет

18 «Выручка»

Положение по бухгалтерскому учету
«Доходы организации» (ПБУ 9/99)

19 «Вознаграждения работникам»

Аналогов нет

20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

Положение по бухгалтерскому учету
«Учет государственной помощи»
(ПБУ 13/2000)

21 «Влияние изменений обменных курсов валют»

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)

23 «Затраты по займам»

Положение по бухгалтерскому учету «Учет
расходов по кредитам и займам»
(ПБУ 15/2008)

24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»

Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008)

26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»

Аналогов нет

27 «Отдельная финансовая отчетность»

Аналогов нет

28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия»

Аналогов нет

29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»

Аналогов нет

32 «Финансовые инструменты: представление информации»

Аналогов нет

33 «Прибыль на акцию»

Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от 21.03.2000 № 29н

34 «Промежуточная финансовая отчетность»

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)

36 «Обесценение активов»

Аналогов нет

37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»

Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства
и условные активы» (ПБУ 8/2010)

38 «Нематериальные активы»

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)

39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

Аналогов нет

40 «Инвестиционное имущество»

Аналогов нет

41 «Сельское хозяйство»

Аналогов нет

МСФО (IFRS)

1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности»

Аналогов нет

2 «Платеж, основанный на акциях»

Аналогов нет

3 «Объединения бизнеса»

Аналогов нет

4 «Договоры страхования»

Аналогов нет

5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности»

(ПБУ 16/02)

6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»

Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011)

7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»

Аналогов нет

8 «Операционные сегменты»

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)

10 «Консолидированная финансовая отчетность»

Приказ Минфина России от 30.12.96 № 112
(с 1 января 2013 г. не применяется)

11 «Совместная деятельность»

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03)

12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02) (частично)

13 «Оценка справедливой стоимости»

Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства

и условные активы» (ПБУ 8/2010) (частично)

Разъяснения (SIC)


7 «Введение евро»


10 «Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью»

Аналогов нет

15 «Операционная аренда — стимулы»

Аналогов нет

25 «Налоги на прибыль — изменения налогового статуса предприятия или его акционеров»

Аналогов нет

27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды»

Аналогов нет

29 «Раскрытие информации — концессионные соглашения на предоставление услуг»

Аналогов нет

31 «Выручка — бартерные операции, включающие рекламные услуги»

Аналогов нет

32 «Нематериальные активы — затраты на веб-сайт»

Аналогов нет

Разъяснения (IFRIC)


1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах»

Аналогов нет

2 «Доли участников в кооперативных предприятиях и аналогичные инструменты»

Аналогов нет

4 «Определение наличия в соглашении признаков договора аренды»

Аналогов нет

5 «Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации»

Аналогов нет

6 «Обязательства, возникающие в связи
с деятельностью на специфическом рынке — рынке отходов электрического и электронного оборудования»

Аналогов нет

7 «Применение подхода к пересчету статей финансовой отчетности в соответствии
с МСФО (IAS) 29 “Финансовая отчетность
в гиперинфляционной экономике”»

Аналогов нет

9 «Повторная оценка встроенных произ-водных инструментов»

Аналогов нет

10 «Промежуточная финансовая отчетность и обесценение»

Аналогов нет

12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг»

Аналогов нет

13 «Программы лояльности
клиентов»

Аналогов нет

14 «МСФО (IAS) 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь»

Аналогов нет

15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости»

Аналогов нет

16 «Хеджирование чистой инвестиции
в иностранную операцию»

Аналогов нет

17 «Распределение неденежных активов
в пользу собственников»

Аналогов нет

18 «Передача активов от клиентов»

Аналогов нет

19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами»

Аналогов нет

С высокой степенью вероятности можно предположить, что первыми федеральными стандартами будут те, применение которых опосредует формирование данных о финансовом состоянии экономических активов и требования которых наиболее

существенно расходятся с требованиями аналогичных МСФО и разъяснений. К таким положениям, по нашему мнению, могут относиться ПБУ 4/99, ПБУ 9/99, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/01.

Затем будут разрабатываться стандарты, которые имеют существенное значение для организации и ведения учета на уровне экономического субъекта. Наконец наступит очередь федеральных стандартов, аналогичных соответствующим МСФО, актуальность которых неочевидна (например, отчетность в условиях гиперинфляции), или тех, разработка которых может сдерживаться состоянием гражданского законодательства (финансовые инструменты, объединение бизнеса и т.п.).

Пока остается неясной судьба положений по бухгалтерскому учету, аналоги которых в МСФО отсутствуют (в частности, ПБУ 10/99).

По нашему мнению, они будут признаны утратившими силу, но только после формирования полноценной системы федеральных и отраслевых стандартов.

Разработка и утверждение федеральных стандартов

Статьей 27 нового Закона о бухгалтерском учете установлена довольно сложная и многоступенчатая схема, которая для наглядности может быть представлена в следующем виде. (см. схему)

Затем в случае, когда проект принят, он утверждается уполномоченным органом (Минфином России), если отклонен — в течение десяти рабочих дней после дня принятия такого решения направляется разработчику проекта федерального стандарта.

Нетрудно убедиться, что полный цикл мероприятий по разработке, экспертизе и утверждению проекта будет занимать около семи месяцев.

Таким образом, даже при условии, что все необходимые подготовительные процедуры (создание СРО, которая будет выполнять функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета, утверждение программы, создание совета по стандартам бухгалтерского учета) будут проведены в начале 2013 г., а у вновь образованного СНРБУ будут иметься в наличии готовые проекты федеральных или отраслевых стандартов, появление первого утвержденного стандарта ранее августа — сентября 2013 г. технически невозможно.

Если же федеральным стандартам будет придаваться статус нормативного документа (с прохождением обязательной процедуры регистрации в Минюсте России), указанный срок следует сдвинуть вперед еще на полтора-два месяца. На практике же скорее всего первый федеральный стандарт сможет появиться в конце 2013 — начале 2014 г.

Таким образом, экономическим субъектам в течение как минимум одного года придется работать в условиях действия норм нового Закона о бухгалтерском учете и ранее принятых документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Даже если предположить, что работа над всеми стандартами будет вестись параллельно, формирование полного пакета федеральных стандартов («закрывающих» все основные направления и учитывающего все объекты бухгалтерского учета) будет возможным не ранее 2015—2016 гг.

Для сравнения: прежняя Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности была утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283. Все основные мероприятия (включая разработку новых и уточнение ранее утвержденных положений по бухгалтерскому учету, а также разработку инструкций и методических указаний по бухгалтерскому учету в разрезе отдельных положений по бухгалтерскому учету) должны были завершиться в 2000 г.

Во исполнение названного постановления № 283 Правительством РФ было издано распоряжение от 22.05.98 № 587-р, которым утверждался План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику. В соответствии с данным планом все положения по бухгалтерскому учету должны были быть утверждены и внедрены в практику не позднее конца 1999 г.

В ходе работы в отношении некоторых положений по бухгалтерскому учету был понижен статус, и они разрабатывались и принимались как методические рекомендации или методические указания. Процесс растянулся на 11 лет. Тем не менее на настоящий момент как минимум одно Положение по бухгалтерскому учету так и не принято (проект ПБУ «Учет аренды» выложен на официальном сайте Минфина России для обсуждения в 2012 г.).

Из всех требований ст. 27 Закона о бухгалтерском учете обращает на себя внимание норма п. 14, в соответствии с которой внесение изменений в федеральный стандарт или его отмена осуществляются в порядке, установленном ст. 27.

Таким образом, при необходимости и внесение изменений в ранее принятый стандарт, и его отмена также будут занимать период времени (самое меньшее от семи до девяти месяцев).

Разработка федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом

Из текста ст. 28 комментируемого закона можно сделать как минимум следующие выводы:

— основной схемой разработки федеральных стандартов является та, что описана в ст. 27 нового Закона о бухгалтерском учете, — инициатива разработки стандарта принадлежит СНРБУ или иным заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности. Уполномоченный орган (Минфин России) включается в практическую работу на этапе экспертизы подготовленного (и доработанного в соответствии с замечаниями, поступившими в процессе публичного обсуждения) СНРБУ проекта федерального стандарта;

— данная схема не применяется в отношении стандартов, разрабатываемых для применения публично-правовыми образованиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями;

— в случае если инициатив по разработке очередного федерального стандарта от СНРБУ или заинтересованных пользователей не поступает, Минфин России может сам разработать соответствующий стандарт. При этом будет применяться та же схема опубликования, обсуждения и доработки проекта стандарта, что и в случае его разработки СНРБУ. Разумеется, в этом случае исключаются этапы разработки, связанные с перепиской между СНРБУ и Минфином России, что позволит обеспечить некоторую экономию времени (20—30 дней), но существенно на сроки разработки стандарта не повлияет. Как и в какие сроки будет констатироваться факт отсутствия инициативы по разработке очередного стандарта, Законом о бухгалтерском учете не определено. Возможно, это будет сделано на уровне подзаконного нормативного акта или простым разъяснением Минфина России.

Весьма вероятно, что на первых порах (до создания СРО, которая будет выполнять функции СНРБУ, организации ее деятельности) схема, в соответствии с которой федеральные стандарты будет разрабатывать непосредственно Минфин России, станет основной.

Переходный период

Нормой ч. 1 ст. 30 комментируемого закона фактически установлен переходный период, в течение которого будут действовать все подзаконные и нормативные акты, которыми в настоящее время регулируются отдельные аспекты бухгалтерской деятельности. Имеются в виду планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения по бухгалтерскому учету, методические рекомендации и методические указания, разработанные в развитие ПБУ и отдельных норм законодательства о бухгалтерском учете, а также документы, устанавливающие правила составления и представления годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности.

Частью 4 ст. 7 нового Закона о бухгалтерском учете установлены дополнительные квалификационные требования (по образованию и стажу работы), предъявляемые к главным бухгалтерам:

— открытых акционерных обществ;

— страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов;

— акционерных инвестиционных фондов;

— управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;

— иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

— органов управления государственных внебюджетных фондов;

— органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Частью 6 аналогичные требования установлены в отношении физических лиц, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, а также к работникам (как минимум одному) юридического лица, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Фактически ч. 2 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете закреплено конституционное право работника на неухудшение условий вследствие изменения законодательной базы. Ранее заключенные трудовые и аутсорсинговые договоры в случае несоблюдения требований ч. 4 и 6 ст. 7 на этом основании расторгаться не могут. Однако, если условиями соответствующего договора предусмотрено его перезаключение по истечении определенного срока, продление трудовых или коммерческих отношений будет юридически неправомерным.

По нашему мнению, тот же подход должен быть применен к результатам реализации норм ч. 5 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете в том случае, когда другими федеральными законами устанавливаются дополнительные требования к главному бухгалтеру, трудовые договоры с работниками не подлежат расторжению на основании выявившегося несоответствия работника занимаемой должности.

В части 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете установлены правила определения первого отчетного года (для целей составления бухгалтерской отчетности).

Положения ч. 3 ст. 30 закрепляют требования документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в бюджетной сфере, в соответствии с которыми при изменении типа учреждения годовая отчетность представляется им в полном объеме по обоим типам (до и после изменения типа).

Фактически с 1 января 2013 г. вступает в силу только концепция очередной реформы бухгалтерского учета в соответствии с новыми целями и задачами, определенными новым Законом о бухгалтерском учете в отношении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке к проекту закона, представленному в Госдуму СФ РФ, было сказано о том, что новая редакция федерального закона «О бухгалтерском учете» разработана с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов действующего Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. Законопроект направлен на приведение норм федерального закона, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности. Также было указано на то, что законопроект содержит общие нормы, определяющие цели данного федерального закона и сферу его действия, основные понятия, используемые в федеральном законе, место федерального закона в законодательстве РФ.

По совокупности норм и требований, вошедших в окончательную редакцию законопроекта, можно сделать вывод о том, что взят курс на формирование новой системы регулирования бухгалтерского учета, в создании которой будут участвовать не только органы государственной власти, но и негосударственные организации, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

За неделю до подписания нового Закона о бухгалтерском учете Президентом РФ приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440 был утвержден План Министерства финансов Российской Федерации на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе международных стандартов финансовой отчетности. Большая часть запланированных мероприятий относится к вопросам гармонизации отечественного бухгалтерского учета.

В частности, на 2012 г. запланировано определение перечня МСФО, непосредственно применяемых для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица, а на 2013 г. — принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО (по установленному перечню) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица.

Нормативные правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность, по планам финансового ведомства должны быть приведены в соответствие с МСФО до 2015 г.

Вероятно, разработка федеральных стандартов (а вслед за ними и стандартов более низкого уровня) будет ориентирована также на максимальное сближение требований отечественных и международных стандартов.

Таким образом, с 1 января 2013 г. фактически только начнется работа по формированию новой системы регулирования бухгалтерского учета. Прежние нормы и стандарты будут отменяться постепенно, по мере разработки и утверждения новых. Это обстоятельство скорее всего существенно усложнит деятельность бухгалтерских служб в течение всего переходного периода и обусловит необходимость постоянного повышения квалификации бухгалтерских работников.