Производители ПО просят помощи у государства

| статьи | печать

Эксперты отечественного рынка программного обеспечения обещают его бурный рост, если государство окажет ему необходимую поддержку. Прежде всего снятием многочисленных регулятивных барьеров.

Российский рынок программного обеспечения (ПО) является одним из важнейших сегментов ИТ-рынка страны. Исходя из результатов исследования, опубликованного компанией IDC в начале 2012 г., в прошлом году доля его составляла 14% на отечественном рынке ИТ-услуг, в то время как годовой объем сегмента в денежном исчислении превысил 676 млн долл. По прогнозам Павла Москаленко, ведущего аналитика исследовательской компании ITT Research, сегмент ПО в ближайшие годы ждет бурный рост, если государство будет оказывать растущему рынку существенную поддержку.

Со времени, как компьютеры стали активно входить в нашу жизнь, бытовало мнение, что основной составляющей этого нового спутника человека является «железо», а не софт. На сегодняшний день роль программного обеспечения заметно увеличилась. П. Москаленко считает, что «именно новые ПО в большой степени определяют направление развития компьютеров. На сегодняшний день стоимость установленного на новом компьютере ПО приблизительно соответствует стоимости того набора оборудования, которое представляет из себя любой компьютер. При этом все активнее наблюдается тенденция, когда это соотношение меняется в сторону ПО».

Таким образом, рынок ПО соразмерен рынку компьютерной техники.

На активно развивающийся российский рынок ПО большое влияние оказывает процесс сборки компьютеров, когда все комплектующие импортируются. В ближайшее время этот процесс не изменится. Справедливости ради можно сказать, что в подобном положении находятся многие развитые страны мира, что в большой степени отражает высокую степень мировой специализации в сфере высоких технологий.

В отличие от компьютерного рынка рынок ПО развивается в другой плоскости. К примеру, несмотря на то что на северо­американском рынке присутствуют такие гиганты, как Microsoft, IBM, Oracle, более половины продаваемого ПО приходится на небольшие и средние компании. Им же, естественно, принадлежит и половина рынка услуг, в частности, по обслуживанию установленного ПО.

Аналогичная ситуация наблюдается и в нашей стране. На отечественном рынке действуют First Line Softwar или «Лаборатория Касперского», являющиеся одними из крупнейших игроков, и десятки небольших компаний.

Совместными усилиями российские разработчики добились того, что экспорт российского ПО достиг 0,8% всего отечественного экспорта. «Эти данные могли бы быть значительно выше, если бы государство оказывало рынку реальную помощь», — считает П. Москаленко.

По мнению профессора Андрея Терехова, генерального директора компании «Ланит-Терком», эти достижения «были получены без какой-либо значимой государственной поддержки. Она стала появляться только в последние годы. Прежде всего она касается финансирования стартапов и перспективных научных разработок».

«Государству нужно использовать этот потенциал, ведь разработка ПО — это основа ИT, а ИT — мотор любой модернизации и инновации», — добавляет П. Москаленко.

По мнению президента «РУССОФТа» Валентина Макарова, государству необходимо снижать административные барьеры для роста экспорта софтверной продукции. «Сейчас государство устанавливает очень высокие требования в таможенном регулировании, валютном регулировании, бухгалтерском учете, ведет экспортный контроль и контроль ввоза высокотехнологичного оборудования для целей разработки софта. Все эти барьеры мешают развитию индустрии, их необходимо убирать», — полагает В. Макаров.

По мнению многих аналитиков рынка, чтобы отрасль разработки программного обеспечения развивалась, в России необходимо предоставить ей льготы, аналогичные тем, которые существуют на мировом рынке.

Сейчас главными конкурентами России в этой сфере являются Индия, Китай, Латинская Америка, Восточная Европа. К примеру, в Индии 20 лет назад правительство создало такие условия, при которых, не умея ничего, страна смогла построить большую индустрию разработки софта, которая сейчас составляет около 40 млрд долл. И стартапов в Индии на порядок больше, чем в России. Благоприятные условия созданы также в Украине и Грузии. В Белоруссии для ИТ-отрасли снижены налоги на прибыль и социальные налоги.

В исследовании, проведенном компанией «РУССОФТ», отмечается, что государство может поддерживать предприятия

софтверной отрасли, выступая в качестве крупного заказчика для инновационных технологических компаний. В частности, многие задачи, которые нужно реализовать в рамках создания электронного правительства, под силу отечественным разработчикам программного обеспечения.

Наиболее активны на рынке крупные компании

Российские программисты разрабатывают софт для различных областей деятельности, однако большая его часть имеет отношение к телекоммуникациям, банковской и финансовой сферам. Немало программ создается для государственных структур и сферы образования.

Отечественные фирмы или предприятия с российскими акционерами в последнее время все активнее стали работать на зарубежных рынках. Среди наиболее весомых игроков в первую очередь следует отметить такие компании, как «Лаборатория Касперского», Parallels (виртуализация), Acronis (резервное копирование, восстановление и защита данных), Transas Technologies (ПО для синтеза трехмерных изображений, систем навигации и управления движением судов), CBOSS (автоматизация биллинга), Abbyy (электронные словари, системы распознавания), Paragon (утилиты для работы с данными на жестких дисках, ПО для карманных устройств), Spirit (встроенное ПО для передачи голоса, видео и данных), PROMT (системы автоматического перевода) и «Центр речевых технологий» (синтез и анализ речи).

К сожалению, зачастую, несмотря на то что многие востребованные программы были разработаны в нашей стране, к потребителю они попали уже в качестве импортной продукции. Подобная история произошла с системой ведения ежедневных записей EverNote, программой для удаленного управления R-admin, всемирно известного архиватора WinRAR. Это происходит потому, что, как правило, софт пишется по заказу какой-либо западной компании, а уже потом этот продукт поставляется в Россию.

По борьбе с пиратством мы впереди планеты всей

По результатам исследования, проведенного компанией 1С, за прошедшее десятилетие наша страна заняла первое место в мире по темпам снижения уровня пиратства в ИТ. Эксперты также отметили, что на рынке ПО растет тенденция к легализации. Борьба с продажей и использованием нелицензионного ПО в России ведется достаточно активно, прежде всего силами объединений ИТ-бизнеса.

Однако если в розничной торговле удалось добиться хороших результатов, то сейчас главным распространителем пиратского ПО становится Интернет, и это общемировая проблема. По данным «РУССОФТа», по уровню пиратства в ИТ Россия на фоне других стран не выделяется и находится примерно в середине мирового рейтинга, рядом со странами Восточной Европы.

На сегодняшний день доля контрафакта в Рунете занимает от 30 до 60% российского рынка аудио- и видеозаписей, а также программного обеспечения.

Депутаты решили заняться играми

Одним из наиболее крупных сегментов рынка ПО является категория компьютерных игр. По оценке DISCOVERY Research Group, в 2011 г. рынок компьютерных игр в России достиг отметки 1 млрд долл.

Стремительно развивается сегмент игр в социальных сетях. Доля социальных игр в сравнении с 2008 г. существенно увеличилась — с почти нулевой отметки до примерно 20% всего рынка онлайн-игр в 2011 г. Отличительной особенностью данного сегмента является высокая распространенность отечественных социальных сетей. Между тем, по оценкам аналитиков рынка, сегмент социальных игр пока не достиг своего пика. Это связано прежде всего с тем, что в нашу страну социальные игры пришли вместе с социальными сетями сравнительно недавно.

Игры для консолей и ПК, как традиционно наиболее крупный сегмент, постепенно теряет свою привлекательность. Что связано с сокращением объемов продаж самих игровых приставок и игр для них.

Несмотря на это, основные производители подобных устройств, в частности корпорация Sony, с завидной регулярностью поставляют на рынок новые консоли. Представители компании уверены, что смогут вернуть этой категории девайсов былую популярность.

В 2010 г., когда был представлен первый планшет IPad, сегмент игр для мобильных устройств начал расширяться. Также на дальнейшем его развитии скажутся изменения в структуре пользования сотовыми телефонами: в 2011 г. почти половину всех проданных телефонов составили смартфоны, которые представляют совсем иное игровое пространство, чем обычные GSM-телефоны. Наиболее распространенная по итогам 2011 г. в России платформа — Android.

Но армию отечественных геймеров сегодня волнуют не только новинки, с завидной регулярностью появляющиеся на рынке, но и законотворческие инициативы депутатов Госдумы. Геймеры и разработчики игр в последнее время опасаются, что игры с жестокими сценами могут оказаться под запретом.

С такой инициативой выступили депутаты, посчитав, что причиной недавнего массового расстрела, который устроил юрист Дмитрий Виноградов, стало его увлечение скандальной игрушкой Manhunt. Эта игра, в переводе означающая «Охота за головами», недоступна сегодня в нескольких странах. Многие геймеры и разработчики игр считают, что парламентарии на волне запретов, ставших популярной мерой в России, решили заняться самопиаром.

Депутат от «Единой России» Сергей Железняк заявил, что необходимо разобраться, какие игрушки доступны сегодня для несовершеннолетних. Владимир Бурматов потребовал создать специальную комиссию, контролировавшую рынок компьютерных игр. А сенатор Руслан Гаттаров заявил, что о жестоких играх он поговорит на заседании Комиссии по развитию информационного общества. Есть опасения, говорит А. Москаленко, что «к весне депутаты придумают какой-нибудь новый закон и новшества могут негативно отразиться на сегменте, занимающем не менее 30% рынка компьютерных игр».