ФАС похвастался лучшей в мире системой оценки справедливости

| статьи | печать

Игорь Артемьев отменяет уведомления и расширяет институт предупреждений в надежде заменить отсутствующую конкуренцию математикой.

Федеральная антимонопольная служба России намерена закрепить в законе статус своего Президиума как органа, который вправе давать разъяснения, обязательные к применению территориальными антимонопольными органами. Делается это для того, чтобы обеспечить единообразие в применении антимонопольного законодательства, пояснил руководитель ФАС России И. Артемьев на конференции «Антимонопольное регулирование в России», организованной газетой «Ведомости».

Среди других значимых изменений, которые возможны в законодательстве о защите конкуренции, И. Артемьев отметил отказ от уведомлений об экономической концентрации. Эта мера избавит предпринимателей от необходимости тратить время на заполнения десятков тысяч бумаг.

Планируется уменьшить количество дел, возбуждаемых по экономконцентрации, за счет внесения изменений в ст. 7 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». В результате все сделки естественных монополий в группе лиц не будут подлежать предварительному контролю.

ФАС также планирует либерализацию и упрощение работы с реестром доминирующих хозяйствующих субъектов, хотя полностью отказываться от него пока не намерена. Предполагается, что сведения о компаниях будут автоматически удаляться из реестра через три года после внесения. Уже сейчас компании могут выбыть из реестра, написав заявление о прекращении доминирующего положения. Кроме того, будет уточнен перечень рынков, подлежащих контролю в отношении хозсубъектов, внесенных в реестр, и отменена форма федерального статистического наблюдения № 1-МОН «Сведения о деятельности хозяйствующего субъекта, имеющего долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов».

Включившись в рабочую группу по формированию дорожной карты по развитию конкуренции в РФ, антимонопольная служба решила существенно снизить количество дел о зло­употреблениях доминирующим положением.

Чтобы не разорять компании многократным привлечением к ответственности в виде «оборотных» штрафов, ФАС не хочет рассматривать злоупотребления действий хозсубъектов в отношении физлиц, передав эти вопросы Роспотребнадзору.

Антимонопольная служба готова пойти на резкое расширение института предупреждения и предостережения, распространив его практически на всю ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (кроме монопольной цены), ввести его для ст. 14 «Недобросовестная конкуренция», за исключением товарных знаков, и даже в отношении органов власти (ст. 15).

Институт предупреждений дает предпринимателям возможность исправить нарушения, не погружаясь в пучину разбирательств, отметил И. Артемьев. По его наблюдениям, такие злоупотребления в большинстве случаев являются следствием ошибочных действий менеджеров среднего или даже низшего звена, в результате которых компании платят гигантские штрафы.

Расширение института предупреждения позволит ФАС уменьшить количество возбуждаемых дел на 50—60%. Правда, его успешному развитию угрожает то, что некоторые компании уже начали опротестовывать вынесенные пре­дупреждения, а арбитражные суды — принимать к рассмотрению такого рода иски. Если антимонопольным органам придется в массовом порядке судиться еще и по поводу вынесенных предупреждений, то они могут отказаться от них, а при обнаружении нарушений сразу переходить к жестким санкциям, пре­дупредил Артемьев.

Основная часть доклада И. Артемьева была посвящена презентации новой системы определения справедливых цен. Система готовилась в недрах антимонопольной службы в течение трех лет. Руководитель ФАС считает, что ничего подобного нет даже у конкурентных органов, входящих в десятку лучших в мире. Антимонопольная служба намерена отказаться от методов оценки справедливых цен, связанных с определением и сравнением себестоимости. В настоящее время определить себестоимость без искажений в России практически невозможно. ФАС намерена использовать уже опробованные на некоторых рынках методы «сопоставимых рынков», «нетбэк минус», «экспортной альтернативы» и метод с прибавлением логистических затрат.

Метод «нетбэк минус» будет применяться в случаях, когда компании ориентированы на экспорт и имеются ясные рыночные индикаторы. Из выбранного ценового индикатора вычитаются экспортная пошлина и расходы на логистику. Этот метод уже применялся ФАС на рынке нефтепродуктов в центральной части России, за индикатор в этом случае была принята цена на нефтепродукты в Роттердаме.

И. Артемьев порекомендовал ориентироваться в ценообразовании на метод «нетбэк минус» всем российским компаниям-доминантам, отправляющим на экспорт более 40—50% своей продукции.

Метод «средневзвешенных цен» (экспортной альтернативы) больше подходит для экспортно ориентированных рынков с коллективным доминированием.

Когда цена на внутреннем рынке из-за дефицита отечественного производства зависит от импорта, для определения предельных цен доминирующих на территории России производителей ФАС намеревается искать индикаторы, подходящие именно для цены импорта, и прибавлять к ним логистические затраты.

Если найти релевантный ценовой индикатор не удается (а это возможно в отношении подавляющего большинства товаров — на биржах торгуется минимальное количество их наименований), ФАС будет продолжать использовать метод сопоставимых рынков. Согласно ему цена товара, доставленного до российских потребителей, не должна превышать цену товара, доставленного до потребителя на сопоставимом рынке с развитой конкурентной средой.

Руководитель ФАС также обозначил критерии допустимости установления более высоких цен для российских потребителей по сравнению с иностранными:

  • ппроизводимый хозсубъектами объем товара при достижении эффекта от масштаба превышает внутренний спрос, который полностью удовлетворен;
  • объемы экспорта незначительны и не превышают 15—20% от объема производства;
  • высокие транспортные затраты по сравнению с ценой товара;
  • цена товара, доставленного до предприятий РФ, не должна превышать цену товара, доставленного до зарубежного потребителя.

С помощью применения новых подходов к определению справедливых цен, которое должно произойти в ближайшее время, И. Артемьев надеется вернуть рынкам правильные ориентиры и снизить базисные цены на всех социальных рынках. Он пообещал инициировать несколько громких дел по самым вопиющим случаям завышения цен, особо предупредив игроков рынков лекарств и авиаперевозок. Ну а пока руководитель антимонопольной службы предложил предпринимателям и журналистам включиться в обсуждение новых подходов к оценке справедливых цен и вместе искать их возможные недостатки.