Биодобавки ждут перемен

| статьи | печать

По экспертным оценкам, половина российского рынка биологически активных добавок (БАД) находится в «тени».

Власти намерены взять ее под контроль и вывести на свет. Законодательство на этот счет уже готовится.

Отечественный рынок биологически активных добавок показывает завидные темпы роста. По оценкам аналитической компании DSM Group, за 1-е полугодие 2012 г. он вырос на 18% и составил 10,9 млрд руб. В текущем году рынок превысил прошлогодние темпы прироста, показавшие 12%, в то время как мировые показатели колеблются от 3 до 5%. В денежном эквиваленте за последние 15 лет российский рынок БАДов вырос в 15 раз. Если в 2002 г. он составлял 1,3 млрд руб., то в 2011-м, по оценкам DSM Group, — 20,3 млрд руб. При этом, по оценкам аналитиков рынка, увеличение объемов достигается за счет роста продаж в натуральном исчислении, а не за счет роста цены упаковки. Таким образом, этот сегмент становится одним из наиболее привлекательных на фармацевтическом рынке страны.

Доходы россиян растут — БАДы раскупаются лучше

Росту этого сегменту рынка способствуют в основном два фактора: желание потребителей тратить средства не только на лечение болезней, но и на их профилактику, с одной стороны, и рост доходов россиян — с другой. Нельзя не учитывать также возрастающую осведомленность пациентов о новейших медицинских препаратах, как лекарственных, так и БАДах, как о средствах, изготовленных на основе растительного сырья.

Развитию рынка способствует то, что цена на лекарственные препараты обычно значительно выше стоимости БАДов.

Кроме того, по сравнению с традиционными лекарственными препаратами продвигать БАДы на рынок гораздо легче. Если лекарства, поступающие в продажу, обязаны перед реализацией пройти клинические и доклинические испытания, то для БАДов вполне достаточно гигиенического и токсилогического испытания. Проверять их на достижение клинического результата в отличие от лекарственных препаратов не требуется.

При этом если для клинических препаратов необходимо точно и недвусмысленно указывать область применения, то в случае с БАДами вполне возможно обойтись общими рекомендациями. Последнее условие значительно облегчает проведение рекламных кампаний, позволяя делать акцент на ту или иную сторону аппарата в зависимости от требований рынка.

Большую роль играет возможность торговли этими препаратами при наличии у продавца лицензии на право торговли продуктами питания. Таким образом, в отличие от клинических препаратов торговать ими имеют право не только аптеки.

Ассортимент представленных на рынке БАДов достаточно сильно различается в зависимости от мест продаж. В аптеках в основном представлена продукция российских производителей. Их доля составляет 60% официально продаваемых в России БАДов. На интернет-магазины и сетевых распространителей приходится до 90% БАДов импортного производства.

Половина продаваемых в России БАДов нелегальна

Первые добавки появились в России лет двадцать назад, когда по улицам Москвы невозможно было пройти, не встретив очередного продавца чудо-таблеток сомнительного производства, но якобы способных вылечить от всех болезней. С тех пор рынок сильно изменился, и сегодня БАДы распространяются через аптечные сети, интернет-магазины и через сетевых распространителей.

По закону РФ БАДы должны проходить обязательную регистрацию, и в России ежегодно регистрируется от 2500 до 4000 БАДов. В последние годы российское правительство приняло ряд законодательных актов, направленных на регулирование производства и реализацию БАДов в стране. Существуют три направления, в которых правительство стремится навести порядок на этом сегменте рынка: защита производителя, защита потребителя и регулирование оборота продукции.

В результате принятых мер лишь врач может выписать пациенту добавки, прошедшие сертификацию в учреждениях Минздравсоцразвития в качестве БАДа. В свою очередь, ни одно медицинское учреждение на территории РФ не вправе запрещать выписывать врачам БАДы, если они сертифицированы в Минздравсоцразвития и входят в реестр БАДов. В этом случае происходит прямое нарушение действующего законодательства страны.

Созданный государством механизм регулирования продукции на отечественном рынке не привел к полному контролю. На сегодняшний день лишь половина продукции, чей ежегодный объем в течение ряда лет оценивался специалистам в 18—20 млрд руб., продается в аптечных сетях. Вторая половина принадлежит теневой части рынка. Там присутствуют такие сложно подчиняемые учету системы распространения товара, как интернет-магазины, сетевой маркетинг, личные продажи и т.д.

В ассортименте предлагаемых препаратов большую долю занимает некачественная и не прошедшая регистрацию в Роспотребнадзоре продукция. Решением этой проблемы все активнее должно заниматься государство, но, может быть, стоит обратиться к опыту западных государств, где в отношении БАДов действуют строгие правила. К примеру, в Соединенных Штатах и некоторых других западных государствах при производстве биологических добавок необходимо соблюдение международных стандартов GMP. Выполнение этих правил практически исключает появление на рынке некачественных и суррогатных продуктов.

Депутаты и ФАС решили навести порядок на рынке

Большое количество предлагаемой на рынке недоброкачественной продукции заставило депутатов из комитета по собственности заняться мерами, способными, на их взгляд, навести порядок. По мнению депутата Госдумы Антона Белякова, на сегодняшний день «в отрасли еще очень много проблем, связанных с серьезными нарушениями российского законодательства. Неоднократно были установлены факты недобросовестной рекламы и откровенного мошенничества при позиционировании биодобавок как панацеи от таких недугов, как рак, алкоголизм, потеря зрения и проч.».

Опасения депутата имеют под собой реальную почву: 29 августа 2012 г. Роспотребнадзор аннулировал 104 свидетельства о государственной регистрации БАДов, содержащих в своем составе компоненты, запрещенные для использования в пище.

Опасения депутатов вызывают не только опасные компоненты, входящие, по мнению специалистов Роспотребнадзора, в БАДы, но и нарушения, замеченные во время рекламных кампаний того или иного продукта. А. Беляков считает необходимым введение запрета на рекламу БАДов на телевидении, радио и в печатных изданиях. По его мнению, необходимо оставить рекламу этой продукции в медицинских и фармацевтических изданиях, а также на специализированных выставках и конференциях. «Рынок

БАДов в России — это многомиллиардный, слабо поддающийся контролю бизнес, основанный, как правило, на введении потребителя в заблуждение относительно лечебных свойств продукции. При этом БАД — это добавка к пище, которая не может обладать лечебными свойствами», — добавил депутат. Зачастую, по его мнению, «если БАД действительно оказывает лечебное воздействие — это значит, что под видом БАДа продается лекарство, которое не проходило клинических испытаний, не зарегистрировано и его состав неизвестен, а значит, может привести к тяжелым формам интоксикации или летальному исходу». Депутат также считает, что реклама в СМИ зачастую нарушает установленные законом ограничения, содержит благодарности «излечившихся» в результате применения того или иного БАДа.

Депутаты не одиноки в своем стремлении навести порядок на рынке. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) 1 июля 2012 г. оштрафовала ООО «Здоровье» на 100 000 руб. «за ненадлежащую рекламу биологически активной добавки к пище (БАД) „Светоч“, распространявшейся в эфире радиостанции „Радио России“ в период с октября 2011 г. по март 2012 г.». В рекламе «внимание акцентировалось на том, что БАД обладает лечебным эффектом и применяется при лечении и профилактике таких заболеваний глаз, как катаракта, глаукома, сенильная макулодистрофия, отслойка сетчатки и других», говорится в заявлении ФАС. По мнению комиссии ФАС, произошло нарушение п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе», где говорится, что реклама биологически активных добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Федеральная антимонопольная служба 2 августа 2012 г. опубликовала поправки к Закону «О рекламе» и Административному кодексу, которые касаются печатной и телевизионной рекламы биологических добавок. В них, в частности, ФАС обязует не только организации, но и частных граждан предупреждать о нелекарственном характере рекламируемых добавок, а также вводит ответственность за нарушение этой нормы для всех поставщиков продукции. Отныне штраф будут платить не только компании, но и целители, предлагающие «свои» снадобья, отвары и чаи и не предупреждающие, что это не лекарства. На сегодняшний день предлагаемые поправки находятся на согласовании с исполнительными органами власти.

Перспективность рынка привлекает новых игроков

Стремление государства и депутатов навести порядок на рынке БАДов ни в коей мере не уменьшило привлекательность этого сегмента фармацевтического рынка для новых участников. По количеству потребляемых БАДов на душу населения Россия не входит в первую двадцатку. Если в нашей стране БАДы потребляет 10—15% населения, то в Японии, занимающей первое место в мире по потреблению этой продукции — 80%. Так что говорить о насыщении рынка пока не приходится.

Только что одна из крупнейших фармацевтических компаний Италии Recordati объявила о покупке главных брендов отечественного производителя витаминов и БАДов «Аквион». Итальянская фирма приобретает линейку из пяти брендов, среди которых наиболее популярный — «Алфавит», на долю которого приходится львиная доля продаж «Аквиона». Цена, которую Recordati готова заплатить, составила 2,7 млрд руб. Предлагаемая за бренды сумма, по мнению аналитиков рынка, весьма внушительная, особенно на фоне того, что в качестве предмета сделки выступает не компания, а лишь торговые марки. Что еще раз служит подтверждением того, что сегмент безрецептурных медицинских препаратов и БАДов в России становится все более перспективным.

Эта вторая подобная сделка на рынке. В прошлом году корпорация Johnson & Johnson приобрела отечественные бренды «Ринза» и «Доктор МОМ» за 260 млн долл.