Трудовой, так сказать, потенциал...

В ближайшие 20 лет трудоспособное население России сократится почти на 50 млн человек
| статьи | печать

Пока власти и работодатели не будут заботиться об улучшении условий труда, не будет повышаться качество выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность. Нерешенные проблемы подготовки и переподготовки специалистов, кадрового обеспечения экономики в случае присоединения России к ВТО приведут экономику нашей страны к большим проблемам. Государства, недавно вступившие в эту торговую организацию, — и Польша, и страны Балтии, и другие — уже испытали это на себе. Реальная подготовка специалистов оставляет желать лучшего, считают участники «круглого стола» «Проблемы кадрового обеспечения экономики в аспекте присоединения России к ВТО», прошедшего в рамках Всероссийской конференции «Качество трудового потенциала и экономический рост в России», организованной РСПП(р).

Рабочая сила, ее качество в ближайшие десятилетия становятся решающим нематериальным фактором конкурентоспособности компаний и российской экономики, общественного благополучия.

Состояние же трудового потенциала эксперты РСПП(р) оценивают как неадекватное возможностям долгосрочного экономического развития России. Профессионально-квалификационная структура деформирована и не совпадает с потребностями производства. Качество профессионального образования ухудшается. Квалифицированные кадры стали дефицитом.

Экономика несет большие потери из-за состояния здоровья и преждевременной смерти работников. Потери ресурсов труда в предстоящие десятилетия, прогнозируют специалисты, вызванные «демографическим ударом», обострят дополнительные риски для бизнеса и страны в целом.

Динамика численности населения трудоспособного возраста по ее составляющим (средний вариант прогноза)

Годы

Итого прирост трудоспособного населения

Вход в трудоспособный возраст

Выход из трудоспособного населения

всего

из трудоспособного возраста

смертность

сальдо миграции

2006—2010

–3,8

8,5

–12,7

–9,3

–3,4

0,5

2011—2015

–6,0

6,6

–13,3

–10,1

–3,2

0,7

2016—2020

–4,5

7,0

–12,5

–9,5

–3,0

1,1

2021—2025

–1,8

8,0

–10,9

–8,1

–2,8

1,2

2006—2025

–15,9

30,0

–49,4

–37,0

–12,4

3,5

Необходима системная и согласованная работа на трех уровнях:

  • федеральном — долгосрочные стратегические решения, выработанные совместно властью и бизнесом при поддержке экспертного сообщества;
  • региональном — консолидированные решения бизнеса и власти, а также добровольно принятые бизнес-сообществом;
  • отдельных компаний —в русле интересов бизнеса и с учетом долгосрочных и среднесрочных национальных и региональных стратегий развития трудового потенциала.

По оценкам экспертов, в ближайшие 20 лет численность трудоспособного населения в России резко снизится. Сокращение начнется с нарастающей интенсивностью после 2006 г.В предстоящее 20-летие в связи с выходом за пределы трудоспособного возраста и смертностью трудоспособное население сократится на 50 млн человек.

Молодежь, вступающая в трудоспособный возраст в 2006—2025 гг., возместит убыль рабочей силы только наполовину. Благоприятная миграционная ситуация позволит возместить еще 7—8% выбытия. Однако этого недостаточно для полного восстановления трудового потенциала: в 2025 г. его численность будет на 1/5меньше, чем сегодня.

Наиболее драматичным окажется период 2011—2015 гг., на который придется около 40% всех потерь двадцатилетия.

Для сохранения количественных параметров трудового потенциала Россия должна принимать ежегодно в течение 20 лет не менее 800 тыс. мигрантов при нулевой эмиграции. Такой сценарий мало реалистичен.

Оптимистичным можно считать предположение о положительном среднегодовом сальдо внешней миграции в объеме 175 тыс. человек трудоспособного возраста. При этом сценарии поиска квалифицированных кадров Россия активно выйдет на новый для себя конкурентный международный рынок труда, на котором еще предстоит доказать свою миграционную привлекательность.

По прогнозу ООН, результативность миграционных перемещений в России будет составлять 50 тыс. человек в год. Правота демографов ООН обернется нам дополнительной потерей 2,5 млн человек — потенциальной рабочей силы.

В целом, представляется экспертам, в ближайшие 20лет внешняя трудовая миграция не будет оказывать решающего влияния на российский рынок труда. Однако миграционными возможностями отечественная экономика должна суметь воспользоваться с максимальной эффективностью. Для этого нужны взвешенная либеральная миграционная политика и легализация эмигрантов, уже работающих в России.

Геостратегические позиции регионов России могут измениться вследствие территориальной неравномерности демографического спада. Отчетливее станут видны потенциальные лидеры и аутсайдеры, имеющие различную миграционную привлекательность. Будет нарастать конкуренция за рабочую силу между регионами.

Процессы, влияющие на экономическую активность населения, достаточно консервативны, считают специалисты. В перспективе вероятнее всего:

✔ экономическая активность средних возрастов(25—49 лет) не изменится хотя бы в силу высокой консервативности трудового поведения этой группы;

✔ маловероятен рост активности старших возрастов;

✔ увеличения активности молодежи не произойдет в связи с ее отвлечением на учебу.

Существенными «внутренними» резервами для покрытия возникающего дефицита рабочей силы Россия не обладает.

Как ни парадоксально, считают эксперты, в условиях демографического спада безработица может не сократиться, а вырасти.

Дисбаланс поколений неравномерно распределит дефицит кадров между различными профессиональными и квалификационными группами.

Наиболее проблематичным будет возмещение «потерь» среди представителей рабочих профессий. Лидировать по интенсивности выбытия из состава рабочей силы будут квалифицированные работники сельского хозяйства, особенно связанные с товарным производством продукции животноводства. Здесь потребуется полностью сменить состав рабочей силы уже в ближайшие 7—10 лет.

Серьезные риски в кадровом обеспечении ожидаются в группе квалифицированных рабочих индустриальных отраслей — одной из самых многочисленных групп, занятых в экономике(16%). За предстоящие 20лет потери (по естественным причинам) квалифицированных рабочих составят80—90% от сложившейся численности занятых в этой группе. Особенно велики они будут среди: маляров и работников родственных профессий; слесарей-инструментальщиков, станочников, наладчиков и рабочих родственных профессий; рабочих по профессиям промышленности строительных материалов; монтажников и слесарей санитарно-технического оборудования, слесарей-трубопроводчиков; рабочих по профессиям транспорта.

Грядущая кадровая ситуация, считают эксперты РСПП(р), несет в себе новые реальные и долгосрочные угрозы. Правда, они не трагичны для экономической перспективы и управляемы.

Налицо системные проблемы, которые нельзя решить разрозненными действиями власти, работодателей, учебных заведений.

Бизнес-сообщество видит выход из ситуации в следующем:

  • инициировать разработку национальной стратегии развития человеческого капитала и подготовки кадров. Ее смысл —создать практическую уверенность, что (1) работодатели обеспечены работниками, которые обладают профессиональными навыками для достижения компаниями высокой производительности, конкурентоспособности и прибыльности; (2) граждане обладают профессиональными знаниями и навыками, которые одновременно требуются для поддержания высокой способности к занятости и отвечают личным потребностям;
  • достичь в диалоге с государством ясного разграничения ответственности бизнеса и власти в реализации такой стратегии, а также принять взаимные обязательства;
  • идентифицировать, совместно с государством профессионально-квалификационные требования к работникам по секторам экономики, которые: поддерживают будущий успех бизнеса и создают уверенность, что предложение со стороны системы профессионального образования и обучения соответствует потребностям бизнеса.

Изменение численности населения трудоспособного возраста (оценка)


2000—2010

2010—2015

2015—2025

Российская Федерация

–2%

–13%

–16%

Центральный

–3%

–17%

–24%

Северо-Западный

–6%

–14%

–24%

Южный

4%

–7%

–4%

Приволжский

1%

–12%

–14%

Уральский (без Тюменской обл.)

–3%

–14%

–20%

Тюменская обл.

6%

–9%

–4%

Сибирский

–2%

–11%

–15%

Дальневосточный

–8%

–13%

–25%

Оценка возрастного состава занятого населения


До 30 лет

30—49 лет

50 лет и старше

Всего

2002 г.

23%

57%

19%

100%

2010 г.

25%

51%

24%

100%

2025 г.

17%

58%

25%

100%

2050 г.

20%

54%

26%

100%

Прогнозная оценка профессионально-квалификационной структуры занятых по 9 укрупненным группам занятий на период до 2025 года

Наименование групп занятий

В среднем за

2002—2004 гг.

2010

2015

2020

2025

Всего занято

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:






Руководители (представители) органов власти и управления, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий

6,5

7,0

7,4

7,7

8,0

Специалисты высшего уровня квалификации

16,7

17,3

17,2

17,0

17,0

Специалисты среднего уровня квалификации

15,0

15,2

15,8

16,9

18,0

Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением доку ментации, учетом и обслуживанием

3,2

3,7

4,7

5,7

7,0

Работники сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности

13,4

13,8

14,2

14,6

15,0

Квалифицированные рабочие сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства

4,2

4,0

3,6

3,2

3,0

Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

16,1

16,0

15,8

15,6

15,0

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики

13,4

12,5

12,0

11,2

10,0

Неквалифицированные рабочие

11,5

10,5

9,3

8,1

7,0

✔ На этой неделе в Вашингтоне прошли российско-американские переговоры по присоединению России к ВТО. США наряду с такими странами, как Канада, Австралия,

Бразилия и Швейцария, относится к «неудобным» партнерам, переговоры с которыми идут проблематично.

✔ С 30 государствами из 50, участвующих в переговорах по тарифам, уже подписаны двусторонние протоколы. С 9 странами переговоры близки к завершению.

✔ С 16 странами из 30, участвующих в переговорах по доступу на рынок услуг, переговоры завершены, с 6 — находятся на завершающей стадии.