«Маленьким» надо страховаться по-взрослому

| статьи | печать

Исторически сложилось так, что малый и средний бизнес в России никогда не был избалован вниманием ни со стороны государственных структур, ни со стороны других участников рынка. Между тем именно из представителей малого и среднего бизнеса, как показывает опыт развитых стран, во многом формируется средний класс, являющийся основой любого государства.

Сейчас ситуация начинает меняться. Небольшие предприятия заявили о себе как об активном и значимом участнике рыночных процессов. Это значит, что средний предприниматель не только ставит себе целью выполнение краткосрочных задач и одномоментное извлечение прибыли, но и планирует свою деятельность. Он хочет работать, привлекать клиентов, получать прибыль, быть конкурентоспособным и главное — быть уверенным в завтрашнем дне. В таком случае на помощь предпринимателям приходят страховые компании.

Безусловно, никто из нас не знает, «что день грядущий нам готовит», но многие риски можно предусмотреть. Анализ, проведенный экспертами Росгосстраха, показал, что основными рисками, угрожающими предприятиям малого и среднего бизнеса, по оценкам самих предпринимателей, являются утрата или повреждение имущества, оборудования, автотранспорта, перебои в производственной деятельности, утрата или порча товарных запасов. К сожалению, риски, наиболее значимые для предприятий, относятся к числу нестрахуемых. Это ухудшение экономической конъюнктуры, а также текучесть кадров.

Очевидно, что от такого рода глобальных рисков никто не застрахован, но это не значит, что нельзя обезопасить себя и свой бизнес. Так делают предприятия во всем мире: они страхуют свое имущество, оборудование, транспорт, груз, финансовые риски и ответственность перед клиентами и потребителями. Опытные бизнесмены давно взяли на вооружение такой способ борьбы с «непредвиденными обстоятельствами»,как страхование: если не можешь влиять на внешние обстоятельства — огради себя от их последствий.

Крупный и солидный бизнесмен уже точно знает, что без надежной страховой защиты он не может уверенно отвечать перед своими кредиторами, клиентами и партнерами, а значит, и всерьез его никто не воспринимает. Но среднему российскому предпринимателю еще кажется, что бороться за свое дело нужно только самому. О такой эффективной альтернативе, как страхование, задумываются у нас пока немногие. Очевидно, что проще приобрести страховку, которая покроет все возможные будущие убытки, чем пытаться самому защитить свой бизнес — нанимать охрану, устанавливать видеонаблюдение, сигнализацию, договариваться с пожарными, ставить решетки на окна...

Пожалуй, самый важный вопрос — не почему надо страховаться, а где приобрести страховку. Иными словами, кому доверить свою страховую защиту. Здесь все зависит от дальновидности самого предпринимателя: готов ли он погнаться за дешевыми доступными страховками «однодневных» компаний или доверится опыту надежной и солидной страховой компании.

К сожалению, предприниматели еще склонны рассматривать страхование как очередной налоговый побор. Поэтому, как правило, страховой полис покупается в никому не известной страховой компании, которая работает по договоренности с государственными органами. Такой страховой полис — всего лишь вынужденное условие ведения бизнеса, и он не всегда сможет покрыть убытки, с которыми встречается фирма в своей повседневной деятельности.

Но жизненные реалии меняются. Понимание необходимости надежной страховой защиты приходит с опытом. И все большее количество предпринимателей серьезно обращают свое внимание на страхование как эффективный способ защиты своего дела. Этот факт подтверждают исследования Росгосстраха. Если в первой половине прошлого года страхование было пустой тратой денег для 36% предприятий, то вначале 2005 года их доля сократилась до 27%. Соответственно выросла доля тех, кто считает страхование экономически выгодным способом защиты от опасностей.

Такому осмотрительному предпринимателю остается только грамотно выбрать компанию и составить страховой договор. Здесь есть ряд тонкостей. Тенденции на рынке страхования однозначно свидетельствуют о том, что страхование малого и среднего бизнеса должно быть комплексным. Это экономит средства, так как чем больше вы застрахуете, тем дешевле вам будет стоить каждый договор в отдельности. Кроме того, страхование должно быть максимально индивидуализированным, то есть соответствующим именно вашим потребностям и, главное, возможностям. Приятнее иметь дело с теми страховщиками, которые предлагают подходящие именно вам и вашей компании продукты и предложения по страхованию, решения, разработанные специально для вашего конкретного предприятия, и готовы обеспечить персонального менеджера.

Эти услуги стоят недешево, в особенности для небольшой фирмы, где каждая копейка на счету. Если приглашать эксперта страховой компании, долго обсуждать с ним, что и отчего вам необходимо застраховаться, собирать все необходимые документы, то это будет не только дорого стоить, но и займет уйму времени и нервов.

Именно поэтому Росгосстрах одним из первых среди других страховых компаний разработал и активно предлагает бизнесу стандартизованные продукты, которые и стоят дешевле (нет долгой процедуры расчета рисков), и заключаются относительно быстро.

Росгосстрах — один из лидеров по страхованию юридических лиц у нас в стране (150 тысяч клиентов). Предлагаемая компанией программа комплексного страхования — РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС — разработана специально для малого и среднего бизнеса и состоит из нескольких страховых предложений, составленных таким образом, чтобы оптимизировать цену страхового договора и в то же время предоставить каждому клиенту максимальную страховую защиту. И теперь уже каждый бизнесмен в зависимости от уровня его дохода и потребностей может выбрать приемлемый для своей фирмы вариант страхового покрытия.

Наиболее популярные страховые программы для малого и среднего бизнеса, по данным исследования компании «Росгосстрах»


Доля предприятий, охваченных страхованием, %

Медицинское страхование персонала

41,0

Страхование каско автомобилей

24,5

Страхование персонала от несчастного случая

18,8

Страхование имущества — офиса, производства, оборудования, товаров, складов

17,6

Страхование ответственности предприятия, включая страхование ответственности опасных производств

6,4

Страхование грузов

5,1

Страхование водного и воздушного транспорта

0,8

Не застраховано ни по одному виду страхования

25,1