Хочет ФАС. Да кто же даст...

| статьи | печать

Сразу несколько комитетов Госдумы — по экономической политике, промышленности и кредитным организациям — предложили поправки к законопроекту «О защите конкуренции». Недостатки проекта и возможности его улучшения обсуждали участники конференции «Конкуренция в России: диалог «государство — бизнес», прошедшей на этой неделе.

Наша газета уже писала о том, что законопроект, разработанный сотрудниками Федеральной антимонопольной службы, имеет ярко выраженный «ведомственный» характер и во многом ущемляет интересы предпринимателей (см. «ЭЖ» № 28). К такому же выводу пришли депутаты нижней палаты парламента, которые готовятся ко второму чтению закона «О защите конкуренции» и уже сформулировали ряд поправок к этому документу.

Так, члены Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям отмечают, что законопроект во многом базируется на принципе «виновности хозяйствующего субъекта», который обязан сам доказывать, что его положение не является доминирующим на рынке. Причем документ не определяет круг допустимых доказательств и порядок их рассмотрения и оценки. На практике такой подход может привести к тому, что антимонопольные органы на местах будут самостоятельно принимать решение о допустимости таких доказательств.

Есть претензии к законопроекту и у депутатов из Комитета по кредитным организациям. По их оценке, в документе недостаточно четко сформулирован порядок применения карательных мер, принимаемых по результатам расследования антимонопольными органами. Слишком широко трактуется понятие «согласованные действия», и расплывчатый характер носит определение границ товарного рынка. Депутаты также настаивают на согласовании терминологии проекта с федеральными законами «О рынке ценных бумаг» и «О банках и банковской деятельности».

В Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму считают, что необходимо доработать основные нормы законопроекта. Речь прежде всего идет о формулировках, касающихся права антимонопольного органа устанавливать доминирующее положение субъекта, понятия «группа лиц», связанных между собой, порядка оспаривания решений антимонопольных органов, определения «монопольно низкая и монопольно высокая цена».

Кроме того, по мнению Валерия Драганова, при окончательном определении формулировок закона очень важно найти компромисс между интересами крупных компаний и малого бизнеса, ведь отсутствие свободной конкуренции и бюрократические преграды особенно болезненны для последнего. В результате его доля в ВВП на сегодняшний день составляет не более 12%.

Отрадно, что глава Комитета по экономической политике тревожится об интересах малого бизнеса при обсуждении проблемы свободной конкуренции. Ведь обычно депутаты стройными рядами встают на защиту крупного бизнеса. Как сейчас...