Модернизация в ЖКХ: за чей счет?

| статьи | печать

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, которые в этом году выросли почти на 50%, в следующем году продолжат свой рост. Связано это как с мировым ростом цен на энергоносители, повышением тарифов на тепло- и электроэнергию, так и с необходимостью модернизации устаревших коммуникаций.

Рост цен на услуги ЖКХ напрямую зависит от критического состояния основных фондов, требующих немедленного обновления. По данным экспертов, четверть из них отслужили свой срок и потери тепла при их эксплуатации значительно превышают нормативы. Более половины из очистных сооружений перегружены и требуют срочной реконструкции. Кроме того, существует реальная угроза нехватки в России питьевой воды.

А планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения давно уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на проведение которых в 2—3 раза выше затрат на их предотвращение. По статистике, больше половины из общего количества аварий на водопроводно-канализационных сетях происходит вследствие их ветхости.

Перед правительством, в частности перед Минрегионразвития, сейчас стоит главный вопрос: где взять деньги на обновление коммунального хозяйства?

При этом средства необходимо направлять не на восстановление старых инженерных сетей, а на внедрение новых технологий, проектных решений, материалов и оборудования. Так, например, в теплоснабжении надо переходить на модульные, автономные системы подачи тепла.

К сведению

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выделит российским регионам в 2006—2008 годах 200 млн долларов на реформу ЖКХ. Обязательства государства по возврату средств МБРР включены в федеральный бюджет на 2006 год.

МБРР предоставляет средства займа Правительству РФ в три этапа: 2006 г. — 50 млн долларов, 2007-й — 100млн и 2008 г. — 50 млн долларов. Субъекты получают эти деньги от правительства в форме безвозмездных ссуд.

Министерство регионального развития отберет 10—12 регионов, соответствующих определенным критериям, утвержденным этим министерством.

Кроме того, с 2002 года в российских регионах уже реализуются два займа МБРР, направленных на модернизацию ЖКХ. Первый — в размере 125,5 млн долларов — направлен на реконструкцию объектов водоснабжения, второй —85 млн долларов — на модернизацию теплоснабжения.

Федеральные чиновники склоняются к варианту решения финансовых проблем в отрасли путем привлечения в нее частных инвестиций. По мнению Минрегионразвития, большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. И в крупных городах с высокой динамикой движения оборотных средств они окупаются в среднем за 3—5лет. А вот в маленьких городах и поселениях бизнес-проектыв ЖКХ попросту убыточны, поэтому здесь понадобятся бюджетные вливания.

Для скорейшего прихода частного капитала в ЖКХ готовится соответствующая законодательная база. В частности, осенью ожидается принятие Госдумой во втором чтении закона «О концессионных соглашениях» (см. «ЭЖ» № 20).

Судя по всему, правительство хочет синхронизировать введение в действие закона о концессиях и передачу ответственности за организацию, содержание и развитие муниципальных систем жизнеобеспечения на уровень местных органов власти.