Не стоит автопром сдавать в металлолом

| статьи | печать

Правительство приняло Концепцию развития автопрома на среднесрочную перспективу. Она ориентирована главным образом на развитие новых сборочных производств автомобилей иностранных марок. Предполагается, именно это выведет отрасль из кризиса и насытит внутренний рынок качественными автомобилями. Но одной ли сборкой будет «сыта» отечественная индустрия? Попробуем разобраться.

Действительность опровергает смелые ожидания разработчиков концепции: по итогам пяти месяцев производство легковых автомобилей сократилось на 5%. Увеличение выпуска «российских иномарок» не смогло компенсировать снижение производства традиционных отечественных автомобилей. На наш взгляд, это результат отказа от принятия мер, необходимых в современных условиях. Поясним.

Избалованность комфортом

Практически весь период новой экономической истории (до кризиса сбыта в отрасли 2002 г.) жизнеспособная часть российского автомобилестроения развивалась в условиях крайне низких (по мировым меркам) доходов населения, мизерных цен на потребляемые ресурсы и относительно низкого уровня обменного курса. Это позволяло автопрому сохранять высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Политика импортных таможенных пошлин на автомобили и их компоненты до последнего времени носила преимущественно фискальный характер. Можно утверждать, что до настоящего времени в России не было масштабного протекционизма по отношению к этой отрасли, что в значительной мере было оправдано.

Относительно комфортные условия породили ряд негативных последствий. Во-первых, несмотря на позитивные подвижки, качество продукции не улучшилось. Во-вторых, автомобилестроители не смогли найти инвестиции для финансирования масштабных проектов (за исключением производства «Калины»). Наконец, отсутствие конкуренции позволяло повышать цены без соответствующего улучшения качества. Последнее наряду со значительным укреплением рубля и увеличением доходов населения привело к тому, что розничные цены на российские «легковушки» стали приближаться к стоимости иномарок аналогичных классов.

Даже аккумуляция внутренних резервов по снижению издержек производства, оцениваемых в 15—20%стоимости продукции, при быстром укреплении рубля и опережающем росте зарплаты не позволяет сохранить финансовую устойчивость отрасли. Расчеты показывают, что при сохранении тенденции укрепления национальной валюты в 7—10% вгод (по отношению к доллару США) через три — пять лет российский автопром рискует стать убыточным.

Таким образом, протекционизм государства по отношению к автопрому должен быть масштабным и в то же время избирательным — к действующим заводам.

Сборкой отрасль не поднимешь

Несмотря на то что доля автопрома в суммарном выпуске пром продукции не превышает 2%, в приросте производства наиболее динамично развивающихся секторов экономики в десятилетней перспективе, по нашим расчетам, она может составить12—15%.

Автопром входит в число отраслей с потенциалом роста 10—12 и более процентов в год. Круг этих отраслей весьма узок, но только они в состоянии удвоить ВВП в поставленный срок.

Расчеты по межотраслевой модели показывают, что полное замещение внутреннего производства автомобилей импортом по сравнению со сценарием полного удовлетворения спроса внутренним производством эквивалентно потере 8—10% ВВП.

Федеральные ведомства предлагают постепенно заместить устаревающие и неконкурентоспособные мощности сборкой иностранных брендов. Но при этом уровень использования отечественных комплектующих останется низким. Их замещение импортными (а комплектующие составляют до 70% стоимости автомобиля) чревато потерей 60—70% рабочих мести не менее половины доходов.

Концепция предлагает такую конфигурацию и структуру мощностей, при которой конечная продукция производится в России, однако основная часть стоимости создается за ее пределами и достается, естественно, зарубежным производителям. Хотя при этом спрос россиян на автомобили, конечно, может быть удовлетворен.

По нашему мнению, это не приведет к полноценному развитию отрасли. Тем более к подъему технического уровня производства всей экономики. Яркий пример — производство телевизоров и компьютеров: несмотря на стремительный рост масштабов сборки, значимого развития электроники и других наукоемких производств в стране не наблюдается.

От деталей до исследований

Значимость автопрома в развитии России столь велика, что должна превратиться в амбициозный национальный проект. Его суть не в поддержке «большой и важной» отрасли, а в создании системы современных масштабных конкурентоспособных производств, которые в силах потянуть за собой все народное хозяйство.

Необходимо реализовать экспортоориентированную политику путем создания в России компании мирового уровня (стратегия национального бренда). Сформировать технологическую цепочку — от производства комплектующих и сборки автомобилей до научно-исследовательской деятельности.

По нашим расчетам, в результате этого проекта российское производство легковых автомобилей за 10 лет может увеличиться до 4,5млн в год. При этом к 2015 г.доля наших машин может составить до 90% продаж новых автомобилей на внутреннем рынке. Мы сможем экспортировать порядка 1 млн машин в год.

Компромисс

Реализовать предлагаемый проект невозможно без активного участия государства. Оно может состоять в следующем.

✔ В части первоочередных мер вводится резкое ограничение (вплоть до полного запрета) ввоза подержанных иномарок. Это не противоречит требованиям ВТО и неоднократно применялось странами с развивающимися рынками.

✔ Разрабатывается и реализуется долгосрочная стратегия развития отрасли.

✔ Принимается решение об использовании своих накоплений для финансирования развития отрасли. Это может быть масштабное кредитование строительства мощностей по производству 500—800 тыс. автомобилей в год. К реализации такого инвестиционного проекта могут быть привлечены и иностранные компании.

✔ Вводится система протекционистских мер на пять— семь лет, увязанная со встречными обязательствами автопроизводителей.

Автомобилестроители могут ответить на поддержку государства:

  • передачей ему части акций в обмен на финансовую помощь;
  • увеличением производства на российских мощностях, обновлением марок и высоким качеством автомобилей (увеличение срока заводской гарантии) в обмен на введение временных мер протекционистской политики;
  • ограничением размеров дивидендов и увеличением инвестиций в обновление основных фондов;
  • принятием обязательств по введению системы продаж в кредит с господдержкой.

Российский автопром находится у своеобразной развилки, и решения, принимаемые сегодня государством, могут предопределить облик не только этой отрасли, но и всей промышленности страны на десятилетия вперед.

Динамика основных натуральных показателей отрасли в 2005—2015 гг., тыс. ед.


2004

Инерционный вариант

Целевой вариант

2005

2010

2015

2005

2010

2015

Производство легковых автомобилей

1110

1334

1887

2586

1350

2710

4353

Экспорт

112,3

130

197

312

129

304

1000

Импорт новых легковых иномарок

283,3

302

585

1025

302

451

717

Импорт подержанных легковых иномарок

393,1

416

583

771

400

0

0

Обеспеченность на 1000 чел., шт.

172

182

245

317

182

251

344

Сопоставление динамики основных финансовых показателей отрасли в 2005—2015 гг. (в текущих ценах), млрд дол.


2004

Инерционный вариант

Целевой вариант

2005

2010

2015

2005

2010

2015

Выпуск

14,32

17,87

33,34

56,5

17,84

47,94

95,68

Экспорт

1,69

2,1

4,32

8

2,09

5,95

20,82

Импорт

13,23

14,15

23,3

36,28

14,24

11,73

18,14

Материальные затраты отрасли

7,04

8,8

16,47

28

8,75

22,18

42,83

Оплата труда

1,51

1,89

3,48

5,83

1,88

4,85

9,5

Доля добавленной стоимости в выпуске

0,21

0,21

0,2

0,18

0,21

0,22

0,23

Валовая прибыль отрасли

0,3

0,35

0,41

0,29

0,37

1,29

3,17

Инвестиционные перспективы отрасли (в текущих ценах), млрд дол.


Инерционный вариант 2005—2015

Целевой вариант 2005—2015

Отличие целевого варианта от инерционного, индексы

Спрос на инвестиции, из них:

18,9

33,1

1,75

в прирост мощностей

7,4

16,2

2,19

в обновление

11,5

16,9

1,47

за счет собственных средств

4,1

16,2

3,95

иностранные

4,6

13,1

2,83

из прочих источников

10,2

3,8

0,37