Деньги есть, да не по уму честь

| статьи | печать

Тенденция к сокращению темпов роста инвестиций в основной капитал, наметившаяся в прошлом году, продолжается в 2005 г. Выходом из этой ситуации могло бы стать увеличение государственных капвложений, благо средства в бюджете накоплены огромные. Да вот беда — эффективность их использования вызывает сомнения.

Размеры инвестиций в основной капитал за январь —июль составили, по оценке Росстата, 1543,7 млрд руб., что на9,7% выше аналогичного показателя за семь месяцев 2004 г. В прошлом году за этот же период прирост равнялся 12,1%. Инвестиции в июле (290,8 млрд руб.) подросли больше, чем в целом в этом году, но все равно не превысили прошлогодних темпов.

Лидирующее место по росту инвестиций занимают металлургия (139,1%), химическое производство (136,2%)и строительство (138,1%). Снижение же происходит, как это ни печально, в высокотехнологичных отраслях, рост которых так необходим для диверсификации экономики. Значительно упали объемы инвестиций в основной капитал в производстве легковых автомобилей —71,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В отрасли связи этот показатель составил 81,3%.

Технологическое отставание отечественной экономики продолжает неуклонно увеличиваться. В 1970 г. средний возраст оборудования в нашей стране был 8,4года, а в США — 6,4, в 1990 г.— соответственно 10,8 и 7,1. В прошлом же году в России средний возраст оборудования равнялся 21 году, а в США — 6. По сути, произошло отставание на три поколения оборудования.

Единственным выходом из технологического тупика большинство экспертов считает увеличение госинвестиций в экономику, тем более что в стране накоплены громадные средства. По проекту бюджета на 2006 г.только размер Стабфонда вырастет до 2,2 трлн руб.

Даже такой убежденный сторонник либеральной экономики, как научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, высказывает мнение, что наступил момент, когда нужно искать более подходящие варианты для использования этих доходов. Правда, экс-министр экономики считает, что государство само виновато в спаде инвестиционной активности, который вызван кризисом доверия к власти. Поэтому государство просто вынуждено брать на себя определенные функции, которые уступает ему бизнес.

Сизифов труд

Практически все эксперты независимо различий во взглядах высказывают опасение, что экономическая эффективность государственных инвестиций будет невысокой. Причем существующая практика государственных капвложений подтверждает этот тезис.

Бюджет на текущий год предусматривает финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы в размере 199,2 млрд руб. За январь —июль, по данным Росстата, государственные заказчики освоили из этой суммы 51587,2 млн руб., или 38,9% годового лимита средств, предусмотренных на строительство объектов Программы.

Быстрее всех с государственными деньгами управляются агропромышленный комплекс (58,2%), образование (46,1%) и жилищное хозяйство (43,6%). Чуть более30% предусмотренных бюджетом государственных ассигнований смогли освоить научные учреждения.

Финансирование годового лимита по стройкам Программы составило 64450,5 млн руб., или 48,6%. Причем из 3218 объектов ФАИП в размере предусмотренного годового лимита бюджетных ассигнований профинансированы были 430 строек. В тот же период уровень ассигнований на 1050 объектов составил менее 50%, а по 1261 стройке финансирование не осуществлялось вообще.

Кто виноват в том, что по ряду объектов финансирование не проводилось совсем, а по части строек выделенные ассигнования осваиваются так медленно? Минфин ли, не выделивший вовремя средства, государственные ведомства заказчики, не просчитавшие правильно технико-экономическое обоснование или организации-подрядчики — сейчас в этом разбирается Минэкономразвития. Премьер-министр поставил перед МЭРТ задачу: проводить ежеквартально мониторинг реализации федеральных программ и докладывать правительству результаты.

Но в любом случае наращивание госинвестиций без выработки четкого механизма контроля их использования означает сизифов труд налогоплательщиков на благо узкой группы чиновников и связанных с ними подрядчиков.

Ничтожное значение

Есть и другая проблема, которая может возникнуть при увеличении государственных инвестиций — рост темпов инфляции, который за семь месяцев этого года превысил все прогнозные цифры МЭРТ (см. «ЭЖ» № 34). Хотя мнения экспертов по поводу влияния бюджетных ассигнований на инфляцию разделились.

Так, Кирилл Тремасов, начальник аналитического отдела банка Москвы, считает, что проблема инфляции для инвесторов имеет просто ничтожное значение. Бизнесу придется почаще пересматривать цены в контрактах с поставщиками и покупателями, менять прайс-листы, но в целом это не представляет для самих предпринимателей существенной проблемы.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев, наоборот, высказал мнение, что рост инфляции в результате использования средств Стабфонда будет губителен для российской экономики.

Здесь следует учесть, что в структуре себестоимости отечественной продукции доля расходов на заработную плату составляет не более 20%. Так что главное — на что тратить. Маловероятно, что увеличение госвложений в модернизацию экономики, технологическое обновление приведет к серьезному инфляционному всплеску.

Воля к победе

Но самая большая проблема, которая тормозит увеличение госинвестиций и их эффективное использование, — отсутствие «воли к победе» у руководства главных экономических ведомств. Всего лишь год назад глава МЭРТ высказывался за сокращение числа федеральных инвестиционных программ, а сегодня ему же приходится увеличивать их количество и объем финансирования. А чего стоит заявление Германа Оскаровича о том, что российский авиапром нужно похоронить с честью?

В этом контексте очень интересна разработанная МЭРТ Программа социально-экономического развития страны на период до 2008 г., в которой приводятся показатели инвестиций в основной капитал: в период 2005—2008 гг. их прирост не превысит 10%, а в последующие два года еще снизится до 9,7.

И лишь в 2011 г. по планам Минэкономразвития инвестиции в основной капитал вырастут на 11,3%. В том же году предполагается увеличение темпов роста ВВП до 7,2%. Да вот только кто из нынешних руководителей экономических ведомств доживет на своем посту до этого светлого дня…