Проведение оценки регулирующего воздействия для региональных и муниципальных властей закрепят в законодательстве

| статьи | печать

На днях в Минэкономразвития России завершилось обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“». Этим законопроектом процедуру оценки регулирующего воздействия, а также экспертизу действующих нормативных правовых актов предлагается распространить на правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные нормативные акты.

Еще в мае этого года Президент РФ своим указом1 поручил правительству в срок до 1 января 2013 г. обеспечить развитие на региональном уровне процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов, имея в виду законодательное закрепление таких процедур в отношении органов государственной власти субъектов РФ — с 2014 г., органов местного самоуправления — с 2015 г.

В рамках исполнения данного поручения и появился проект закона.

В частности, правительство предлагает Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнить новой ст. 26.3.3, в которой и будет законодательно закреплена процедура ОРВ для органов власти субъектов РФ. Предлагается проводить ОРВ в отношении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности. Органы власти субъектов РФ смогут подвергать ОРВ любые другие вопросы в рамках своей компетенции, установленной в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ . Для этого им нужно будет принять соответствующие нормативные правовые акты. При этом определение порядка проведения процедуры ОРВ также находится в их компетенции.

Минэкономразвития России в помощь субъектам РФ приказом от 25.09.2012 № 623 утвердило Методические рекомендации по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации.

Интересной новеллой законопроекта является обязанность субъектов РФ в случае внесения проектов в рамках законодательной инициативы в Госдуму оценивать их с точки зрения регулирующего воздействия. Непонятно, должно ли заключение ОРВ при этом представляться в Госдуму или его результаты достаточно просто описать в пояснительной записке к законопроекту. Этот вопрос в проекте обошли стороной.

Нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ, по вопросам предпринимательской и инвестиционной деятельности также должны будут подвергнуться процедуре ОРВ. По каким еще направлениям действующие правовые акты должны будут подвергнуться оценке, решит каждый субъект РФ, закрепив это в своих нормативных актах.

Правительство предлагает сделать процедуру ОРВ обязательной для субъектов РФ с 15 февраля 2014 г.

Что касается нормативных инициатив органов местного самоуправления, то разработанным правительством законопроектом также предлагается внесение дополнений в ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А именно дополнить ее нормами по аналогии с нормами для субъектов РФ. В частности, также предоставив им самим решать

(в рамках предоставленных им компетенций), по каким вопросам, помимо вопросов, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность, проекты нормативных актов должны проходить процедуры ОРВ. На своем, муниципальном, уровне они должны будут закрепить и порядок, в котором эта процедура будет осуществляться. Процедуру ОРВ не будут проходить только правовые акты, закрепляющие решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан).

По действующим муниципальным актам порядок аналогичен.

Процедура ОРВ будет обязательной только для городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, с 15 февраля 2015 г. В отношении всех остальных муниципальных образований — на усмотрение субъектов РФ и (или) самих муниципальных властей.