Производителям шоколада кризисы нипочем

| статьи | печать

Нестабильность на финансовых рынках и рост цен на какао-бобы не оказывают существенного влияния на развитие рынка шоколада. По прогнозам международных экспертов, к 2016 г. отечественная индустрия сладких плиток, которая за прошлый год выросла почти на четверть, станет больше еще на 45%. Россия представляет собой один из наиболее перспективных развивающихся рынков для производителей шоколада. Бороться за внимание потребителей наши шоколатье будут с помощью новых рецептов и сладостей ручной работы.

По оценке «Экспресс-Обзора», рынок шоколада в России в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. почти на четверть. При этом средние потребительские цены на шоколад выросли на 14%, то есть рост объема рынка шоколада обусловлен не только ростом потребительских цен на шоколад, но и увеличением спроса. За прошлый год потребление шоколада в стране составило порядка пяти условных плиток шоколада на человека.

Схожие темпы прироста рынка наблюдались и в предыдущих годах. «Рынок шоколада в России мало зависит от мировых событий, поэтому кризис, случившийся в 2008—2009 гг., не повлиял на развитие шоколадного рынка. В 2009 г. темпы роста рынка незначительно снизились до 19%, однако на протяжении всего периода были стабильно положительными», — говорится в аналитических материалах «Экспресс-Обзора».

Аппетит растет быстрее доходов

По оценке компании, в ближайшие четыре года высокие темпы развития шоколадного рынка сохранятся на всей территории России. Традиционно помимо финансового благополучия граждан серьезное давление на шоколадный бизнес оказывает динамика цен на какао-бобы на мировом рынке. По данным группы компаний CHEMICO LIMITED, цены в конце сентября начали активно снижаться под влиянием начала поступления какао-бобов нового сезона на рынок и улучшения ситуации с поставками. По оценке экспертов, нисходящий тренд может сохраниться до октября — ноября, а в декабре цены опять начнут расти. Причина — дефицит баланса мирового рынка какао-бобов, который, по различным оценкам, по итогам сезона 2011/2012 г. составит 20 000—40 000 т. При этом мировое производство какао-бобов опустится на 8,1% — до 3,962 млн т, мировая переработка вырастет на 0,4% — до 3,941 млн т, мировые переходящие запасы сократятся до 1,754 млн т.

О том, как российский рынок коррелирует с мировым ценовым трендом, можно судить по следующим данным. В 2008 г., когда стоимость какао-бобов на мировом рынке выросла на 76%, а инфляция в целом по стране составила 13,3%, цены на шоколад в России подскочили на 23%. В 2011 г., когда средние цены на какао-бобы снизились на 10,3%, инфляция остановилась на отметке 6,1%, стоимость шоколада выросла на 8,8%.

По оценке международных экспертов, ни финансовые проблемы, ни рост цен на какао-бобы не помешают бурному развитию шоколадного бизнеса в стране. «Россия представляет собой один из наиболее перспективных развивающихся рынков для производителей шоколада. Ожидается, что к 2016 г. российский рынок, оцениваемый сейчас более чем в 8 млрд долл. США, вырастет на 45%», — отметил Георгий Патарая, руководитель практики по работе с компаниями потребительского сектора КПМГ в России и СНГ.

Проведенное международной сетью исследование показало, что, несмотря на экономическую турбулентность, мировой рынок шоколада развивается стабильно и, не поддаваясь негативным тенденциям, обещает рост в ближайшие пять лет — в среднем по 2% в год.

Производители ориентируются на средний класс

В ходе исследования шоколадного рынка КПМГ выявила направления развития шоколадной индустрии до 2030 г., актуальные и для России.

Аналитики полагают, что на фоне роста среднего класса рынок элитной продукции продолжит развиваться и эти товары постепенно будут проникать на полки розничных магазинов, предназначенных для широких слоев населения. Тем не менее, хотя средний класс в развивающихся странах, возможно, и приобретет вкус к дорогой продукции, его доходы все равно останутся довольно-таки ограниченными. И производителям придется выбирать между более высокой рентабельностью и большими объемами и соответственно позиционировать себя как игроков рынка элитной продукции или рынка товаров широкого потребления.

Чтобы удовлетворить запросы наиболее требовательных покупателей, производители скорее всего будут предлагать рынку больше шоколадной продукции, созданной в соответствии со всеми этическими, экологическими и прочими стандартами. Также представители среднего класса будут предъявлять больший спрос на подарочный шоколад премиум-класса и сезонные новинки, который за 2011 г. увеличился на 6%.

Совершенно обыденным явлением может стать шоколад, созданный с учетом индивидуальных вкусов человека. «Один шоколатье, например, предвидит, что в будущем появятся маленькие магазинчики, в которых люди смогут сотворить свою собственную плитку шоколада. Учитывая, что вкусовые предпочтения потребителей становятся все более взыскательными, в дальнейшем шоколад с необычными вкусами станет нормой, покупатели смогут комбинировать различные вкусы, и скорее всего у них даже появится возможность стать дизайнерами собственной упаковки», — говорится в исследовании КПМГ. В России приобрести авторский шоколад без труда можно уже сегодня. Например, на сайте компании Mixville любители сладостей могут сконструировать и заказать шоколад по собственному вкусу из более сотни ингредиентов.

Другая актуальная тенденция развития шоколадного бизнеса — новые каналы сбыта. Для того чтобы удовлетворить запросы покупателей, любящих удобство, в будущем шоколад будет продаваться в самых различных магазинах — начиная от кофеен и заканчивая магазинами здоровых продуктов. По продажам будут по-прежнему лидировать супермаркеты и дискаунтеры, особенно среди потребителей, для которых наибольшее значение имеет выгодность покупки. В дальнейшем производители, возможно, будут стремиться увеличить продажи более дорогой продукции за счет открытия собственных магазинов, что с успехом уже сделали, например, Hershey и Mars (бренд M&M's).

Рынок ждет новых рецептов и вкусов

По ряду причин будет меняться и ассортимент шоколадной продукции. Во-первых, из-за роста цен на какао производителям придется расходовать какао-продукты более экономно, что, в частности, отразится на молочном шоколаде, в котором содержание какао снизится. Кроме того, в качестве альтернативы, возможно, будет использоваться искусственное какао. Во-вторых, по мере того, как потребители становятся все более взыскательными с точки зрения вкусовых предпочтений, производители, стремящиеся к росту продаж, будут наращивать ассортимент продукции с необычными вкусами. «Увеличится количество продуктов с сочетанием сладких и соленых или острых вкусов (например, бекон с шоколадом). Также для придания необычного вкуса будут активно использоваться соль, оливковое масло, травы и цветочные ароматизаторы», — прогнозируют в КПМГ.

Хотя общий объем потребления шоколада будет расти, средний объем потребления на душу населения может снизиться. Причина — распространение ожирения и пропаганда здорового образа жизни. Потребители, озабоченные количеством пищи, съедаемой за один раз, будут чаще покупать семейные упаковки мини-батончиков, а не батончиков стандартного размера.

Чтобы не потерять клиентов в условиях продолжающейся нестабильности цен на сырье, производителям все больше придется задумываться над оптимизацией соотношения цены и качества своей продукции. Как показал опрос КПМГ, потребители чувствуют себя обманутыми, если производители уменьшают размеры продукции, но при этом не меняют цены. Поэтому при росте себестоимости шоколада производителям шоколада среднего ценового сегмента придется выбирать между снижением стоимости за счет уменьшения размеров или выпуском более дорогой продукции.

к сведению

Шоколад по вкусу обеспеченным горожанам

Как показал анализ компании, с 2005 г. расходы на шоколад росли одновременно с доходами населения. Однако сопоставление динамики доходов и расходов показало, что расходы увеличиваются быстрее. Как следствие, удельный вес расходов в годовых доходах населения в расчете на человека за период с 2005 по 2011 г. вырос с 0,06% до 0,09%. Для сравнения: среднестатистический россиянин тратит на продовольственные товары более 38% своих доходов (в том числе 2,4% на кондитерские изделия) ежегодно.

Лидером в региональной структуре рынка шоколада России является Центральный федеральный округ, удельный вес которого превышает 33%. Второе место у Приволжского федерального округа.

В структуре потребительских расходов сельских и городских жителей лидером является городской сегмент рынка. Суммарные расходы горожан на шоколад составляют более 85% общероссийских расходов. Однако это в большей степени, связано не с предпочтениями городских жителей, а со структурой населения в России: на долю сельских жителей приходится всего 26% численности. По этому показателю лидирует Северо-Кавказский федеральный округ, где удельный вес селян составляет 49%.