Цели остаются, а видение меняется

| статьи | печать

На сегодняшний день инфляция составляет 7,3%, что существенно выше, чем за аналогичный период 2004 г. По оценкам вице-премьера А. Жукова, это весьма тревожное явление для российской экономики. Проблемой является и укрепление рубля. Взгляд ЦБ на ситуацию и ее дальнейшее развитие прокомментировал журналистам первый заместитель Председателя Банка России Алексей Улюкаев.

Укрепление реального эффективного курса рубля по итогам 2005 г. в соответствии с уточненным прогнозом ЦБ составит 8—10%. Комментируя этот прогноз, который несколько отличается от предыдущего (8%), А. Улюкаев отметил: «Мы не меняем цели по реальному эффективному курсу, но несколько изменяем свое видение».

Первый зампред ЦБ РФ также сообщил, что Банк России не исключает возможности оказания влияния на инфляцию при помощи укрепления курса национальной валюты. Однако, по его словам, этот фактор оказывает небольшое воздействие на уровень инфляции. По итогам первого полугодия 2005 г. влияние монетарных и немонетарных факторов на уровень инфляции соотносилось как 50 на 50%.При этом 30% показателя инфляции определил рост тарифов ЖКХ.

Что может произойти, если рубль будет последовательно укрепляться? Это послужит сигналом для иностранных инвесторов о хорошей доходности и будет стимулировать их приход на рынок с короткими деньгами. В этом случае ситуация может существенно усложниться. При достаточно либеральном валютном законодательстве ЦБ может применять при этом только инструмент резервирования. Сейчас он используется, по оценкам А. Улюкаева, на 6—8% от возможного. Более активные действия в этом направлении могли бы существенно поднять процентные ставки, удорожить кредит. На нынешнем же этапе укрепление рубля в пределах 8—10% видится разумным и приемлемым для экономики.

Что касается курсовой политики, то ЦБ продолжает участвовать в операциях на открытом рынке таким образом, чтобы и курсу не позволять сильно укрепляться, и не делать это хаотично. В ближайшие 1—2года Банк России считает себя обязанным проводить такие операции.

Сейчас объем золотовалютных резервов составляет147 млрд дол. (на 10 июня), и этого вполне достаточно сточки зрения покрытия импорта и выполнения долговых обязательств. В структуре всех резервов 4% приходится на монетарное золото, а в объеме валютных 65% занимают доллары, 30% —евро, 5% — фунты стерлингов, и каких-либо причин серьезно менять их структуру в ЦБ пока не видят.

В августе на заседании правительства планируется рассматривать бюджет, внесенный Минфином. Как и прежде, в привязке к вариантам возможных изменений цен на нефть ЦБ со своей стороны разрабатывает сценарии денежно-кредитной политики. Официально их будет 3—4, но готовятся и другие, рабочие версии, чтобы быть во всеоружии при любом развитии событий. В числе возможных мер реагирования на них — выдача валового кредита экономике, стерилизация избыточного денежного предложения, различные механизмы рефинансирования.

Что касается опасности значительного притока нефтедолларов, это отнюдь не новое явление, и в динамике цен на нефть бывало всякое. Безусловно, избыток создает проблемы в отраслях, производящих продукцию, конкурирующую с импортной. Однако играть при этом со Стабилизационным фондом, по мнению А. Улюкаева, нельзя. Нужно готовиться к тому, что он пригодится, когда поток нефтяных доходов иссякнет.