ФСФР озаботилась проблемой техосмотра

| статьи | печать

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) запросила у Российского союза страховщиков (РСА) информацию о выданных полисах ОСАГО. В службе хотят соотнести эти данные с данными о пройденных транспортными средствами техосмотрах (ТО), чтобы понять, как страховые компании работают с единой автоматизированной информационной системой техосмотра (ЕАИС ТО).

С января сотрудники ГИБДД не проверяют у автовладельцев наличие талона ТО. Предполагается, что его наличие проверяют страховые компании при оформлении договора ОСАГО. С августа 2012 г. ситуация чуть изменилась: теперь автовладельцу достаточно предъявить страховому агенту диагностическую карту вместо талона ТО, чтобы купить полис ОСАГО. Диагностическую карту имеют право оформлять не только лицензированные операторы ТО, но и аккредитованные в РСА дилеры. При этом диагностическая карта, в отличие от талона ТО, не является бланком строгой отчетности и открывает просторы для махинаций. Закон обязывает всех операторов техосмотра передавать информацию о проверенных машинах в базу ЕАИС ТО.

Проверка ФСФР, по идее, должна дать ответ на вопрос, насколько все участники процесса следуют требованиям закона. Можно предположить, что данные ЕАИС ТО и данные РСА не сойдутся. И дело не в работе системы ЕАИС ТО, а в том, что в реальности многие агенты готовы продавать полисы ОСАГО клиентам под «честное слово» потом пройти техосмотр. Страховые агенты продают больше половины полисов ОСАГО, это основной канал продаж у большинства компаний, и отказываться от агентов ни один крупный страховщик не захочет.

Вероятно, количество полисов, зарегистрированных в РСА, окажется большим, чем количество машин, прошедших техосмотр. Это может свидетельствовать о том, что система работает плохо, часть пунктов ТО к ней не подключена, и какое-то количество данных о машинах, прошедших тех­осмотр, в нее не попадает. Но в то же время это может показать другое: система работает хорошо и честно фиксирует разницу между теми страхователями ОСАГО, кто предъявил страховому агенту талон ТО, и теми, кто договорился с агентом.

Как отмечают участники рынка, с января 2013 г. ситуация может ухудшиться для всех участников процесса: чтобы зайти в базу ЕАИС ТО и проверить сведения о машине страхователя, страховому агенту нужно будет оказаться не «в поле», а в офисе, рядом с компьютером, имеющим доступ в базу.