Мосэнерго в ответе, или Нет страховки от темноты

| статьи | печать

Энергетический кризис, поразивший в конце мая юг столицы почти на сутки, несмотря на полную темноту относительно его причин, высветил ряд проблем, связанных со страхованием. Выясняется, что подавляющее число убытков не покрывается страхованием. Желающим возместить свои потери придется судиться с энергетиками.

Страховщики подсчитывают убытки своих клиентов от аварии на электроподстанции, но вряд ли они будут большими. Населению, кроме громадных моральных переживаний, не покрываемых страховкой, предъявить страховщикам в виде материальных потерь особо и нечего.

В основном страховое возмещение будет выплачено предприятиям. Например, за размороженные продукты и скоропортящиеся товары на складе. При том что львиная доля их потерь от перебоя в электроснабжении приходится на недополученную прибыль из-за простоя производственных мощностей. Однако страхование на случай перерыва в производстве в России практически неразвито. Но даже предприятия, имеющие такое страховое покрытие, не всегда могут рассчитывать на компенсацию потерь.

В большинстве случаев в страховом договоре указана так называемая франшиза, то есть непокрываемый убыток. Только в отличие от других видов страхования в данном случае он измеряется не суммой ущерба, а определяется как временной отрезок. Как правило, это одни сутки и более.

В связи с энергетической катастрофой резонен вопрос о необходимости страхования ответственности предприятий, обеспечивающих электроснабжение. Учитывая нынешнее состояние сетей и оборудования, страховщики предложат довольно высокие тарифы. Заключив договор, энергетики вынуждены будут переложить затраты на потребителей. Проще говоря, увеличить тарифы на электроэнергию, что скорее всего невозможно при государственом регулировании в этой сфере.

К тому же энергетики, да и не только они, не имеют налоговых льгот для заключения договора страхования своей ответственности перед потребителями. Платежи по такому виду страхования согласно Налоговому кодексу должны производиться из прибыли. В отличие от различных видов имущества, страхование которого стимулируется государством, страховые взносы в полном объеме уменьшают базу по налогу на прибыль.

Чем, кстати, и пользуются энергетики. Скажем, пострадавшее в результате аварии оборудование, принадлежащее Мосэнерго, было застраховано в компаниях «Лидер» и «Энергогарант». Причем по полному пакету рисков и по восстановительной стоимости.

А вот потребители электроэнергии, оказавшиеся обесточенными, должны будут доказывать свои убытки, и вероятнее всего в суде. Это касается как граждан, так и предприятий. И если ввиду низкой правовой культуры основной массы россиян вала судебных исков ждать не приходится, то пострадавшим предприятиям есть за что бороться. Их убытки оцениваются в сотни миллионов рублей.

Памятка потребителю

Согласно ст. 15 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» все предприятия, относящиеся к опасным производственным объектам, должны иметь договор страхования ответственности со страховой суммой от 100 тысяч до 7 миллионов рублей. Это касается, например, метрополитена, компаний, обслуживающих лифты в жилах домах, автозаправочных станций и так далее. Для получения страховых выплат гражданам необходимо подтвердить размер понесенного ущерба.