Акцизы: дубль 3

| статьи | печать

Двух заседаний правительства не хватило, чтобы решить все спорные вопросы, связанные с акцизами. Дискуссия продолжилась в Госдуме, где перед первым чтением законопроекта прошло заседание рабочей группы в Комитете по бюджету и налогам.

Камнем преткновения, безусловно, стало обсуждение механизма распределения акцизных поступлений от алкогольной продукции. Так как плательщики акцизов в региональные бюджеты (акцизные склады) ликвидируются и все поступления от ЛВЗ будут собираться в федеральный бюджет, то встает закономерный вопрос: в каких пропорциях они будут распределяться между регионами? Здесь налоговое законодательство пересекается с межбюджетными отношениями, и, по мнению Минфина, формула распределения акцизных поступлений не является предметом рассмотрения данного законопроекта. На что депутаты резонно возразили и предложили рассмотреть данный вопрос в пакете документов. То есть без определения механизма распределения бюджетных денег нет смысла принимать законопроект об отмене поступлений в региональные бюджеты.

Кроме того, на стадии подготовки законопроекта обсуждался вопрос о переносе уплаты акцизов с производителей алкогольной продукции на производителей спирта. Но, по словам замминистра финансов С. Шаталова, этот механизм невозможно применить из-за того, что по российским договорным обязательствам до вступления в ВТО мы не имеем права увеличивать пошлины на импортную алкогольную продукцию. А если добавить налоговую нагрузку на производителей спирта, то, по логике Минфина, для импорта откроются слишком широкие двери, а отечественный производитель будет сокращать обороты.

Логика не совсем понятна, так как акцизы платятся с объема реализованной продукции и закладываются в розничную цену. Из этого следует, что «оптимизация» в данном случае возможна за счет сокращения оборота, отраженного в документах на отпускаемую продукцию. Но при этом, введя акцизы для спиртзаводов, их уплату легче проконтролировать, так как их всего 20, а ЛВЗ несколько сотен. Этот вопрос Минфин рассмотрит к 2007 г.

По табачным изделиям Минфин предлагает ввести адвалорную ставку не ниже25% от специфической. Это повышение ставки мотивируется прежде всего тем, что табачные изделия в нашей стране настолько дешевы, что стали доступны даже детям. Во всем мире табак стоит гораздо дороже. С. Шаталов также отметил, что конструкция, когда адвалорная составляющая считается от отпускной цены, в принципе неверная, поэтому стратегическая задача для Минфина— это переход к определению адвалора исходя из розничных цен. Методика должна быть разработана к2007 г. Соответственно и акцизы будут платить магазины, торгующие по розничным ценам. Действительно, зачем нам обременять акцизами крупных производителей? Ведь всегда проще насолить мелочи.

Депутаты также затронули вопрос формулировки в НК точного определения прямогонного бензина, так как в противном случае под налогообложение подпадает не только начальный продукт — «прямогонный бензин», но и полуфабрикаты на различных стадиях производства бензина. Притом что реальных налогоплательщиков акциза на сегодняшний день только 8 нефтехимических предприятий и большого пополнения бюджета здесь не предвидится. Депутаты предложили Минфину еще раз подумать над этим вопросом.

К сведению

После одобрения правительством в законопроекте остались следующие нормы:

✔ индексация специфической ставки по НДПИ по газу со 135 до 147 рублей;

✔ индексация по акцизам на все подакцизные товары— 9%, а специфическая составляющая акциза на табачные изделия — 15%;

✔ принципиальное решение — ликвидация акцизных складов и перенос уплаты акцизов на производителей алкогольной продукции;

✔ введение ставки акциза на прямогонный бензин на уровне акцизной ставки автомобильного бензина с октановым числом до 80.