Российский ИТ-аутсорсинг: предложение поспевает за спросом

| статьи | печать

Как и предсказывали компании Gartner и IDC, мировой рынок аутсорсинговых услуг в сфере информационных технологий (ИТ) растет. За пять лет темпы его роста составили в среднем 58%, и 72% компаний — потребителей ИТ-услуг покупают услуги ИТ-аутсорсинга.

Определимсяс понятием

Компания Gartner понимает под ИТ-аутсорсингом долгосрочный контракт на предоставление услуг с определенным уровнем качества, который подразумевает передачу в управление ИТ-функции стороннему поставщику. В рамках контракта по аутсорсингу возможна передача людей либо активов (программное обеспечение и оборудование) в управление сторонней организации. Услуги по аутсорсингу могут предоставляться как на территории клиента, так и поставщика услуг.

То есть аутсорсинг — это передача на обслуживание заранее определенных вспомогательных функций организации другой компании, специализирующейся в этой области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый характер и соответственно начало и конец, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности ИТ-систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1—2 лет). Покупка услуг ИТ-аутсорсинга позволяет сконцентрироваться на основном виде деятельности.

Рост однозначен

По данным IDC (2004 г.), общий объем нашего ИТ-рынка оценивается почти в1,5 млрд долларов, а услуги аутсорсинга составляют13,5% (рис. 1). Среднегодовой темп его роста составит41%, совокупные затраты на ИТ-аутсорсинг — 807 млн долларов (рис. 2).

Исследование, проведенное компанией IBS совместно с E-xecutive в 2005 году, дает более скромную оценку— темп роста не более 30%,но его объем оценивается выше (рис. 3).

Причина различия заключается в том, что часть рынка не видна, так как крупные компании часто создают зависимые структуры для оказания ИТ-услуг, что по сущности является аутсорсингом. Эта «закрытая» часть составляет 40—45%, но она будет уменьшаться, что создаст дополнительные возможности для оказания услуг аутсорсинга коммерческими ИТ-компаниями.

Мотивы и барьеры

Первичным стимулом к развитию аутсорсинга было желание компаний сократить издержки на поддержание ИТ-инфраструктуры.

Развитие технологий и конкурентная среда требуют от бизнеса постоянного совершенствования ИТ-инфраструктуры, растут и требования к защищенности систем.

Передача ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг в специализированные компании позволяет сократить непрофильные расходы, одновременно качественно повысив уровень производительности и надежности ИТ-систем.

Однако, как показывает результат исследований, мотивы выбора ИТ-аутсорсинга со временем меняются (рис. 4 и 5).

Изменились и причины, останавливающие компании от приобретения услуг ИТ-аутсорсинга (рис. 6 и 7).Результаты исследований еще раз подтверждают, что далеко не все компании умеют правильно отражать в учете затраты на аутсорсинг, чтобы достигнуть прозрачности и экономичности.

Рыночная ситуация

Тем не менее, как свидетельствуют материалы исследования E-xecutive, 2005 г., к услугам внешних поставщиков на данный момент прибегает 61% опрошенных компаний. Наиболее часто на аутсорсинг передаются функции административно-хозяйственных служб и ИТ— по 60% из числа использующих аутсорсинг. Появились на российском рынке и первые примеры контрактов комплексного ИТ-аутсорсинга (РОСНО, БАТ Россия, Аэрофлот, РКС).

Многие компании готовы отдать на аутсорсинг поддержку пользователей и веб-ресурсов, компьютерный парк и администрирование ИТ-систем, корпоративных сетей, а также бизнес-приложений. Некоторые компании заинтересованы в том, чтобы разместить свои базы данных на площадях специализированных центров или передать в аутсорсинг разработку и осуществление политики ИТ-безопасности.

Компании реального сектора экономики стали лучше разбираться в том, что происходит на рынке ИТ-аутсорсинга. Только чуть менее5% опрошенных не хотели бы передавать на аутсорсинг функции ИТ-отделов.

Растет интерес к аутсорсингу и со стороны государства. Только за прошлый год органами государственного управления были проведены десятки тендеров на традиционные виды аутсорсинга, такие как техническая поддержка и сопровождение ИТ-инфраструктуры.

Со стороны поставщиков услуг ИТ-аутсорсинга картина тоже меняется. Активизировались западные компании (IBM, HP), стала более заметной деятельность отечественных системных интеграторов, в том числе и региональных компаний.

Если ведущие системные интеграторы ориентируются на крупный бизнес и государственный заказ, то обслуживание информационных технологий и инфраструктур среднего и малого бизнеса вполне по силам небольшим региональным ИТ-компаниям. Но чаще, казалось бы, из соображений экономии особенно малый бизнес заключает договор на ИТ-обслуживание со знакомыми или студентами. Профессионализм такого «аутсорсинга», как правило, невысокий, ответственность исполнителя — минимальна, а вот риски и стоимость постоянно растут. В государственном секторе сегодня некоторые заказы по оказанию услуг аутсорсинга выполняют коммерческие ИТ-компании или собственные ИТ-подразделения. Однако, по мнению некоторых экспертов, для этих целей возможна организация государственных специализированных центров ИТ-аутсорсинга.

...Делается уже

Компания IBS концентрирует свои усилия на создании Центра аутсорсинга DATAFORT. В его развитие планируется инвестировать в 2005году 5—6 млн долларов.

Центр аутсорсинга DATAFORT оказывает услуги и на площадке заказчика, и насвоей.

Все услуги сформулированы в виде ИТ- и бизнес-решений, что повышает конкурентоспособность заказчиков и отвечает их задачам развития бизнеса.

IBS располагает сетью из более чем 170 региональных Авторизованных сервисных центров. Всего — более 300партнеров. Большое внимание IBS уделяет сертификации знаний своих специалистов у ведущих мировых вендеров: НР, Cisco, IBM,Microsoft, Oracle, SAP и др.

Специалистами ЦА DATAFORT успешно выполнен ряд проектов. Например, в компании «Росгосстрах» взяты на аутсорсинг основные компоненты корпоративной информационной системы с организацией защищенного (выделенного) сегмента локальной сети.

Компания «Мегафон» доверила размещение и поддержку работы web-систем в круглосуточном режиме и создание отказоустойчивого решения, доступ к СУБДOracle на правах аренды.

Не первый год развивается направление аутсорсинга ИТ-услуг и программных продуктов в холдинге ЛАНИТ. Например, ОАО «Российские коммунальные системы» передало на информационно-технологическое обслуживание компьютерное, телекоммуникационное, сетевое оборудование и программное обеспечение офисного здания, и в перспективе предполагается сотрудничество в регионах.

Проект интересен тем, что он предъявляет требования осуществлять не только поддержку из Москвы, но и присутствия специалистов в регионах. ЛАНИТ готов выполнить заказ в масштабах всей страны.

Специалисты ЛАНИТ решают такие задачи, как:

  • оптимизация затрат на приобретение сложных решений и содержание ИТ-инфраструктуры компаний;
  • организация эффективного и надежного функционирования информационной системы;
  • развитие и модернизация информационной системы, в том числе с использованием перспективных технологий.

Достаточно разнообразен портфель услуг группы компаний АйТи. Сегодня он составляет 10—12% от общего оборота, но имеет тенденцию роста и включает в себя как традиционные, так и достаточно инновационные для России услуги. В частности, это разработка программного обеспечения, аутсорсинг обучения персонала, а также аутсорсинг технической поддержки и сопровождения информационных систем и ИТ-инфраструктуры.

Особо следует отметить аутсорсинг проектных команд. Развитие любой компании, помимо всего прочего, предполагает расширение ИТ-инфраструктуры, внедрение новых ИТ-решений,их тиражирование на региональные подразделения и прочие проекты. А это требует увеличения ресурсов. Очевидно, что у компании появляется потребность в партнерах, которые могут предоставить специалистов. Они обучают персонал управлять процессом, а потом постепенно выходят из проекта. Именно такую услугу и предлагает компания АйТи.

Так, по аутсорсингу проектных команд компания принимает участие в нескольких проектах тиражирования ERP-систем для крупнейших отечественных холдингов. Заключен контракт с одним из российских банков. В частности, переданы в аутсорсинг работы по обслуживанию аппаратной и программной составляющих КСПД в центральном и региональных отделениях банка.

Пожалуй, самый масштабный отечественный опыт проектов на основе стандартов ITIL/ITSM имеет компания КРОК. Она осуществляет администрирование ИТ-сервисов более чем в 3900офисах организаций по всей стране.

Так, например, в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ был разработан ряд комплексных информационных систем, автоматизирующих судебное делопроизводство. С 2003 г. КРОК осуществляет аутсорсинг первой и второй линии технической поддержки в компании «Ренессанс Капитал», на чьей территории постоянно находятся три специалиста КРОК.

А компания «БМВ Русланд Трейдинг», например, передала в аутсорсинг КРОК техническую поддержку программного комплекса у 14региональных дилеров.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что интерес к ИТ-аутсорсингу растет, расширяется спектр предложений, становятся более гибкими условия сервисных контрактов, заметно повышается спрос на автоматизированные услуги и управление процессами. Можно даже прогнозировать появление новых, специализирующихся только на аутсорсинге ИТ-компаний.