В защиту прав собственника

| статьи | печать

Переход от кадастрового учета земельных участков к кадастровому учету объектов недвижимости правительство отнесло к основным задачам земельной реформы (подробно об этом заседании правительства «ЭЖ» писала в № 7 за этот год). Как продвигается работа в данном направлении и с какими проблемами сталкиваются специалисты профильного агентства, читателям «ЭЖ» рассказывает руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) Михаил Мишустин.

Создание кадастра объектов недвижимости преследует достижение трех важнейших целей.

Первая — это создание условий для обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество.

Вторая — совершенствование системы налогообложения недвижимости.

И третья — обеспечение информационной поддержки субъектов земельно-имущественных отношений и повышение эффективности государственного и муниципального управления за счет использования юридически значимой, актуальной информации об объектах недвижимости как объектах кадастрового учета, их правовом статусе и режимах использования.

Пока в России еще не сложилась реально действующая система эффективной защиты прав собственника на недвижимое имущество, не реализованы единые подходы к формированию и оценке объектов недвижимости.

В решении названных проблем главную роль будет играть создание единого кадастра объектов недвижимости.

Кадастр будет содержать три типа информации о недвижимости: физические характеристики объекта (площадь, привязка к местности),его стоимость и юридический статус (отсутствие или наличие каких-либо обременений, сервитутов и проч.).

По поводу законодательной базы отмечу, что важнейшим шагом в этом процессе стала разработка проекта федерального закона, регулирующего весь комплекс отношений, возникающих при формировании объектов недвижимости, их государственном кадастровом учете и оценке, а также при представлении сведений из кадастра пользователям. Сейчас он проходит процесс согласования. О значимости этого документа свидетельствует факт включения его правительством в План законодательной деятельности на 2005 год.

В ближайшие месяц-два его планируется рассмотреть на заседании правительства и внести в Госдуму. Так что скорее всего на осенней сессии он уже приобретет силу закона.

Создаваться единый кадастр будет на базе существующих систем государственного кадастрового учета земельных участков и технического учета объектов недвижимости.

К сведению

В настоящее время полностью завершены работы по государственной кадастровой оценке земель поселений, а также сельскохозяйственных угодий. На долю этих категорий земель приходится около 85% всех поступлений от земельного налога.

Кстати, при проведении инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках наши специалисты столкнулись с тем, что их количество намного больше, чем значилось в официальной отчетности. Так, на начало 2005 года было задекларировано 32,5 млн участков, а уже сегодня их выявлено более 42 миллионов. Связано это не только с фактами самозахвата территорий, но и с тем, что в настоящее время очень активно идет процесс межевания.

Здесь не могу не сказать о необходимости создания инфраструктуры пространственных данных. Качественно решить задачу наполнения кадастра можно только с использованием современных технологий сбора, обработки, хранения геоданных. Речь идет о цифровой картографической основе ведения кадастра, внедрить которую мешают режимные ограничения на точность определения координат географических объектов. Между тем спутниковые системы межевания земель, которые мы сейчас не можем применять из-за режимных ограничений, существующих еще со времен «холодной войны», позволили бы сократить сроки и резко снизить стоимость межевых работ.

К сведению

Создание кадастра объектов недвижимости позволит обеспечить:

  • рост экономики за счет включения в оборот новых объектов недвижимости;
  • повышение уровня защиты прав собственности;
  • развитие предпринимательства посредством упрощения регистрации недвижимости;
  • стабильность и прогнозируемость доходов местных бюджетов;
  • обоснованность решений по территориальному планированию.

Но вернемся к земельному кадастру. В этом году наше агентство завершит подготовку и внесение сведений о кадастровой оценке в государственный земельный кадастр и в соответствии с соглашением с Федеральной налоговой службой России передаст эти сведения в электронном виде налоговым органам для начисления с 1 января 2006 г. земельного налога.

Таким образом, если о кадастре земель можно говорить как уже о практически существующей системе учета, то с кадастровой оценкой объектов капитального строительства у нас имеются определенные трудности.

Дело в том, что на сегодняшний день в 40% аккредитованных организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию, отсутствуют информационные системы, а из общего массива инвентарных дел(более 70 млн объектов учета) только 7,7% переведены в электронный вид.

Причем только внесением в базы данных кадастра проблема не исчерпывается. Нам необходимо создать институт налоговой оценки — ведь впереди переход к налогу на недвижимость. А для того чтобы этот переход прошел безболезненно (социально вопрос этот очень непростой и касается, по сути, каждого), нужно разработать методики оценки, определить порядок подачи налогоплательщиком апелляции в случае его несогласия с предъявленной ему кадастровой стоимостью недвижимости и суммой налога.

Таким образом, перед нами стоит весьма сложная задача — в кратчайшие сроки с минимальными затратами и с максимальным качеством сформировать информационные ресурсы кадастра объектов недвижимости. Решить эту задачу мы должны в течение трех-четырех лет. И мы ее обязательно решим.