Мода бизнес-образования: мини или макси?

| статьи | печать

Российский рынок бизнес-образования динамично развивается, повышая качество традиционных программ и предлагая новые продукты.Еще недавно мало кто мог расшифровать аббревиатуру MBA (официальный российский перевод — «Мастер делового администрирования»). Сегодня наличие сертификата MBA,EMBA, MMBA служит своеобразным «знаком качества» менеджера. Кроме того, предлагаются программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, тренинги. Мы попросили автора программы Mini-MBAк. э. н., доцента Высшей школы финансового менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Сергея Попова помочь нашим читателям разобраться в многообразии предлагаемых программ и сделать свой выбор.

Сергей Александрович, вы по-своему уникальный специалист — преподаватель, читающий авторский курс «Стратегический менеджмент» на программах MBA, EMBA, MMBA. Вас называют автором идеи Mini-MBA. Чем эти программы отличаются?

Год назад мы дали старт программе Mini-MBA. В мае этого года со Школой корпоративных стратегий «ЭЖ» и Высшей школой финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ запускаем специализированную Mini-MBA. Разнообразие продуктов бизнес-образования действительно нарастает, программы Mini-MBA начинают повторять эволюцию больших (макси) MBA. Это положительное явление.

Про отличия EMBA от MBA написано много. По этим программам есть не только огромная мировая, но обширная российская практика. Кратко напомню только два наиболее ярких признака EMBA:

  • предназначена для более «взрослых» менеджеров, с большим управленческим опытом;
  • может не соответствовать официальным и/или общепринятым стандартам MBA. Предполагает меньше академичности, а больше активных методов обучения и прикладной активности самих слушателей.

Что касается Mini-MBA: во-первых, это особая программа повышения квалификации. Приказом Министерства образования РФ от25.08.2003 утверждены Государственные требования, которым должны соответствовать официальные программы MBA. Эти программы контролируются государством и за их успешное освоение выдаются специальные госдипломы. Программа Mini-MBA таким Государственным требованиям не соответствует и на статус MBA не претендует.

Во-вторых, MMBA, с одной стороны, это системный тренинг, охватывающий все ключевые аспекты управления современной компанией. С другой — это аналогичная по базовой структуре программа, но «предельно отжатая от излишнего академизма Maxi-MBA». То есть от традиционных MBA-программ ее отличает более высокая концентрация на ключевых дисциплинах, абсолютно необходимых современным менеджерам.

Есть ли у «мини» преимущества перед большой программой и какие именно? На что в Mini-MBA делается основной упор?

Помимо концентрации, важно отметить как минимум еще ряд отличий (конкурентных преимуществ).

✔ Более интенсивный метод обучения.

От тренингов Mini-MBA взяла метод модульного на учения. Каждая ключевая дисциплина — это минимум одно-двух дневный тренинг (16часов), максимум два двухдневных тренинга (32 часа). Плюс, как положено хорошим бизнес-тренингам, по каждой дисциплине даются не только необходимые знания, но и базовые навыки, «заточенные» под современную российскую компанию. Поэтому по замыслу Mini-MBA не просто обучение, а процесс формирования у слушателей эффективных навыков —маркетинговых, стратегии развития компании, ее адекватной тактики, современного корпоративного лидерства и так далее.

✔ Более глубокая адаптация.

Под особенности бизнеса конкретных компаний и современную российскую специфику в целом.

Традиционные MBA явно уступают хорошему корпоративному бизнес-образованию как раз по этим параметрам. Mini-MBA делает особый упор на особенности бизнеса каждого участника программы. Такая целевая установка определяет жесткие требования к содержанию каждой из 10 дисциплин MMBA, подбору преподавателей, разработке и защите выпускного прикладного проекта. Наиболее ярко данное преимущество Mini-MBA проявляется, когда она реализуется в корпоративном формате.

✔Укороченный срок обучения.

Обычная MBA длится два года. Mini-MBA — не более полугода. Очно-заочный формат — около пяти месяцев. При этом слушатели два раза приезжают на 10-дневные сессии: пять дней (понедельник— пятница) по 8 часов — модульное на учение; выходные— консультации (по договоренности); следующая пятидневка — модульное на учение. Третья сессия — шесть дней: пять учебных и один —защита проектов. Между сессиями — дистанционное обучение и подготовка прикладных проектов (в идеале полноценных консалтинговых — для своих компаний).

Таким образом, срок обучения на Mini-MBA по сравнению с традиционной MBA может быть сокращен более чем в четыре раза.

✔ Цена — качество.

Mini-MBA по объему нормативных часов примерно в четыре раза меньше традиционной MBA (250 против1000). Поэтому она всегда будет дешевле в несколько раз.

Но при этом качество обучения на MMBA может превосходить большие MBA. Кроме того, она исключает надбавку за госдиплом, а также затраты на громоздкую и «весьма дурную» официальную отчетность и сопутствующую бюрократическую деятельность.

В результате хорошие MMBA по соотношению «цена — качество» могут быть для клиентов существенно более привлекательными.

Если сравнивать высококачественную Mini-MBA с высококачественной MBA, то это «моська и слон». По высоким критериям эффективности современных менеджеров и бизнес-лидеров они вообще не сопоставимы. Как профессионал, который седьмой год подряд преподает на программах MBA и Executive MBA, я прекрасно это понимаю. Однако современному российскому рынку нужен и первый продукт (MBA), и второй(EMBA), и третий (Mini-MBA). Они разные, их надо учиться адекватно позиционировать на разных нишах этого рынка. При этом у Mini-MBA как специфического продукта бизнес-образования есть не только своя особая и весьма широкая клиентская ниша, но и ряд серьезных конкурентных преимуществ.

Если посмотреть на Mini-MBA и MBA глазами собственников больших, средних и малых компаний, есть ли заметные отличия, преимущества?

А как же! Вот случай из моей практики. От средней оптово-торговой компании на программе MBA в два приема отучились все три ее учредителя. Все трое, кстати, под моим научным руководством успешно защитили выпускные работы.

Как-то один из них заметил, что в компании наблюдается явный разрыв в управленческой ментальности и квалификации между обученной верхушкой и менеджментом среднего звена, что не позволяет быстро осуществить серьезные изменения и повысить эффективность. Для создания, как он выразился, «адекватной критической массы средних менеджеров» надо обучить на программ мах-MBA еще 15—20 человек. Но это «и дорого, и долго». Изложил ему (в 2002 г.) идею Mini-MBA. Реакция была мгновенной: «Считайте, пятеро от нашей компании для Mini-MBA есть!»

Следовательно, обучение даже на средних по качеству MMBA — это ускоренный массовый ликбез менеджерской безграмотности.

Стоит отметить еще одну серьезную проблему, особо болезненную как раз для собственников компаний. Речь идет об уходе «на сторону» (в том числе к конкурентам) сотрудников, отучившихся и получивших дипломы MBA. Самая неприятная для отцов основателей ситуация — уход специалистов, обучение которых полностью или частично оплачено компанией.

В случае с Mini-MBA данная проблема не столь остра. Во-первых, отсутствует фактор госдиплома. Во-вторых, затраты на обучение меньше в несколько раз. Наконец, период отвлечения сил сотрудника на учебу — существенно короче и так далее.

Слушатели — о Mini-MBA

М. Биматов, ген. директор компании «Паритет» (г. Пермь):

— Отучившись по программе Mini-MBA, я получил разноплановые техники, знания — своего рода карту менеджмента, с помощью которой можно самостоятельно определять дальнейший маршрут. Проект считаю интересным иполезным. Особенно удачен формат обучения. Я учился очно-заочно, промежутки между сессиями позволяли «переварить» информацию. Уровень преподавателей очень высок.

Ю. Перевощикова, директор отдела персонала компании «Эстана» (г. Москва):

— Курс Mini-MBA рассчитан на серьезную самостоятельную работу. Нужно дополнительно читать профессиональную литературу. Коллегам, которые хотят расширить знания в области бизнеса и повысить квалификацию, я бы рекомендовала обучение по этой программе.

А. Вейпс, руководитель российского представительства компании «Пурефуд»:

— Максимально полезными считаю для себя те знания, которые приобрел на программе Mini-MBA. Отлично сбалансированный курс, прекрасные тренеры-профессионалы, система изложения материала.

О. Кривова, зам. директора компании «Чай втроем» (г. Краснодар):

— Программа Mini-MBA хорошо выстроена тематически, преподаватели-профессионалы дают хороший уровень знаний. Я намерена рекомендовать обучение по программе Mini-MBA своим друзьям, знакомым, коллегам.