КАКТУС для Президента

| статьи | печать

Внешнеэкономическая конъюнктура по прежнему благоволит российской экономике. На днях цены на нефть побили еще один рекорд —58 дол. за баррель. Аналитики заговорили о100 дол. в будущем. То есть у России нет и пока не предвидится недостатка средств. Более того, страна располагает сверхдоходами, сконцентрированными в Стабилизационном фонде, в золотовалютных резервах, в бюджете. Уже не первый год растет внутренний спрос, на подъеме и производство (хотя его рост и замедляется). И в этих благостных условиях все явственнее «драчка» между премьером с одной стороны и министрами экономики и финансов с другой. Что не поделили?

На днях Герман Греф во всеуслышание объявил: в правительстве нет кризиса идей, есть кризис управления. Громко сказано. Но в чем тогда суть нашей экономической политики? Премьер М. Фрадков считает, что суть ее в удвоении ВВП. А для этого все средства (законные, конечно) хороши. В том числе можно потрясти и Стабилизационный фонд.

Кудрин и Греф со своим начальником не согласны. И ВВП удваивать «не хотят», и за сохранность Стабфонда стоят почти грудью.

Вообще складывается впечатление, что в Кабинете министров ничего не могут решить конкретно: то о налогах не договорятся, то «разругаются» по поводу бюджетных планов...

Министр Минэкономразвития считает, что в основе большинства наших нерешаемых задач лежат глубинные проблемы. При наличии ресурсов для организации производства «решение инвесторов зависит прежде всего от доверия к экономике, правительству страны». А с этим-то сегодня все отнюдь не блестяще. Успехи в экономике последних лет, вызванные внешними факторами, «позволили правительству сбавить темпы осуществления институциональных преобразований».

Как считает министр, в таких условиях велик соблазн не проводить сложные, но необходимые реформы, а жить сегодняшним днем. «Все более ярко проявляется неспособность существующей административной машины четко и эффективно осуществлять необходимые действия, будь то проведение институционной реформы или реализация конкретного инфраструктурного проекта».

На одной стороне баррикады со своим коллегой и министр финансов А. Кудрин. Вольности со Стабфондом, по его мнению, чреваты большими неприятностями. А причины торможения роста экономики он видит в усилении влияния в ней государства.

На конференции «Модернизация экономики и выращивание институтов» директор Института экономики переходного периода известный либерал Е. Гайдар сыронизировал в том духе, что для «выращивания институтов» и их эффективной работы нужны вековые традиции. А выращивать, мол, можно кактусы.

Возможно по случайности, но в тот же день аналогичные мысли озвучивались на другой конференции, организованной Ассоциацией менеджеров для крупного бизнеса. Уже одно название этого мероприятия, наверное, все объясняет: «Российские инвесторы — будущее российской экономики».

Резонно возникает вопрос: кому наши VIP-чиновники и бизнесмены адресуют свои колючие посылы?

Широкой общественности? Так она вообще не понимает этот «птичий язык». Министры — своему премьеру, а он «под телекамеру» — своим подчиненным? Так они и без этого в теме.

Остается один адресат— Президент. И тогда все становится ясно. Идет борьба за влияние на главу государства, а следовательно, и свое влияние. Со всеми вытекающими последствиями. Кстати, гарант Конституции скоро должен обратиться с ежегодным Посланием Федеральному Собранию. И, собственно говоря, сражение идет за то, каким будет его содержание.

Чью сторону выберет Президент, надеемся, скоро станет ясно. Ведь предпринимателям поскорее хочется узнать, на какую «экономическую линию» ориентироваться.

Ориентиры экономического развития РФ (темп роста, %)


Вариант

2004 факт

2005

2006

2007-2008

ВВП

2

7,1

6,5

5,9

6,15

1


6,3

4,6

4,5

Промышленность

2

6,1

5,2

5,5

5,55

1


5,1

4,1

4,15

Инвестиции

2

10,9

10,0

11,07,4

9,65

1


9,5


6,8

Розничный товарооборот

2

12,1

10,2

8,4

7,85

1


9,6

6,8

6,7

Реальные денежные доходы населения

2

8,2

9,0

8,97,2

8,75

1


9,0


7,05

Экспорт*

2

35,0

16,1

–4,3

4,1

1

Й

11,6

–12,2

4,6

Импорт*

2

26,6

21,5

15,0

13,1

1

Й

21,5

8,9

10,0

*Номинальный темп роста в дол. США.

1 — инерционный вариант;

2 — инновационный вариант.

Из материалов к заседанию Правительства РФ 7 апреля 2004 г.