Перегруз с недогрузом

| статьи | печать

Участники «круглого стола» «Актуальные проблемы российских портов и роль государства в их решении» сошлись во мнении, что наше портовое хозяйство становится все более неконкурентоспособным.

В течение последних нескольких лет отечественные порты переваливают все большие объемы грузов и, по словам директора ФГУП «Росморпорт» Г. Баталина, «рост в этом году по всем портам не подтвердил опасения, что скачок железнодорожных тарифов приведет к замедлению грузооборота».

В 2004 г. грузооборот российских портов возрос на 20% и составил 360 млн т. За январь — февраль 2005 г. он вырос по сравнению с аналогичным периодом еще на 20%, а на северо-западе— на 39%.

Ухудшается структура грузооборота: увеличиваются наливные грузы и сокращаются контейнерные перевозки. На Балтике, где европейские страны эффективно защищают свои интересы и вытесняют Россию из портов и акваторий.

По мнению сопредседателя Совета по национальной стратегии И. Дискина, необходимо срочно принять закон «О защите национального рынка», подобный имеющимся в других странах G-8, а также разработать государственную программу развития портов России.

По словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы А. Голомолзина, сегодня одной из ключевых задач для государства должно стать выстраивание процедур по унификации тарифов и сбалансированное развитие межвидовой инфраструктуры.

Речь идет и о приоритетах в выстраивании транспортных коридоров. Все более перспективным становится Северное направление, прежде всего акватория Мурманского порта, где сейчас имеется недогруз. И если будет ледокольное обеспечение, то в перспективе Мурманск может переваливать 80 млн тонн нефтепродуктов.

Однако развитие судоходства на Севере сегодня сдерживается старением ледокольного флота.