Стимул для роста

| статьи | печать

В преддверии парламентских слушаний на тему «Налоговая реформа: состояние и перспектива», намеченных на начало апреля 2005 года, корреспондент «ЭЖ» Илья Акимов встретился с председателем Бюджетного комитета Госдумы Юрием Васильевым и попросил его прокомментировать основные проблемы, которые будут обсуждаться на слушаниях.

— Будут ли вноситься дополнения и поправки в стратегию налоговой политики?

— В качестве завершающего этапа реформы необходимо принять две главы Налогового кодекса: «Налог на наследование и дарение» и «Налог на имущество физических лиц», и сделать это нужно в 2006 году.

Первый из этих законопроектов уже готов к принятию во втором чтении. Принципиальным здесь является вопрос налоговых послаблений.

Законодатели считают, что от налогообложения должны быть освобождены близкие родственники наследодателя, хотя бы супруги и дети. Бюджет от этого мало потеряет, поскольку поступления от налога составляют всего 300 миллионов рублей в год.

Глава о налоге на имущество физлиц давно готовится правительством. Главная проблема здесь — отсутствие методики оценки недвижимости, от которой зависит изменение налоговой нагрузки на граждан.

Это же касается и налога на недвижимость. Следует четко представлять, что он не должен стать новым налогом, а призван заменить собой налог на имущество и земельный налог.

— Стоит ли в повестке дня вопрос о поиске консенсуса между налоговиками и налогоплательщиками?

— Вы имеете в виду совершенствование налогового администрирования?

— Да!

— Здесь важнейшим принципом является соблюдение баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов, который бы позволил не только обеспечить соблюдение обязательств по уплате налогов, но и защитить права налогоплательщиков.

Кроме того, нужно улучшать информирование налогоплательщиков об изменениях в налоговом законодательстве, совершенствовать консультационную работу спецподразделений ФНС.

— Много споров в правительстве вызывает ставка НДС. Будете ли вы затрагивать методику формирования этого налога?

✔Есть предложения снизить его до 13%, «выпадающие доходы» компенсировать за счет средств Стабфонда, что даст возможность бизнесу инвестировать в экономику страны высвободившиеся средства.

✔Ряд экспертов считают приемлемым введение единой ставки НДС в размере 16% в 2007—2008 годах, а в 2006 году снижать этот налог нецелесообразно.

✔Минфин выступил с инициативой на три года заморозить НДС.

✔В правительстве идет дискуссия об отмене НДС и введении вместо него налога с продаж, что избавило бы систему налогообложения от целого ряда проблем с администрированием…

Мне кажется, что целесообразно наряду с изменением процедур взимания НДС пойти на дальнейшее снижение ставки, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспорту и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить наконец налогообложение авансовых платежей.

В целом предложения, изложенные в среднесрочной программе по этому поводу, не вызывают возражений. Многие из них — электронные счета-фактуры, переход на метод начислений, изменение порядка принятия к вычету сумм налога по капстроительству — активно обсуждаются в последнее время, а в Госдуму внесены соответствующие законопроекты.

В то же время необходимо вести речь не только о переходе к единой налоговой ставке, но и о значимом ее снижении. Эта тема будет обсуждаться и на наших слушаниях.

При этом следует осторожно относиться к отмене льготных ставок в отношении лекарств, некоторых продуктов и товаров для детей. Их отмена должна сопровождаться решениями, не допускающими повышения цен на соответствующие товарные группы первой необходимости, как это случилось с лекарствами, когда переход от нулевой к 10-процентной ставке привел к существенному росту цен на них.

В отношении возмещения НДС по экспорту возможно рассмотрение предложения об упразднении возврата соответствующих сумм и предоставлении возмещения исключительно путем зачета как одного из способов пресечения злоупотреблений в данной сфере.

— Будет ли уделено внимание проблемам взимания налогов с добычи природных ресурсов?

— Государство стремится создать эффективную систему использования природных ресурсов. Нужны прозрачные, некоррупционные условия доступа к ним, например с помощью аукционов. Назрела необходимость перехода от административных разрешений к полноценным договорам — с четким определением прав и ответственности как государства, так и предпринимателей.

Острейшей проблемой сегодня является несовершенство механизмов налогообложения при недропользовании. В Госдуме с участием представителей Правительства РФ неоднократно обсуждалась необходимость дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от условий недропользования.

— Что делают наши законодатели, чтобы налоги помогали развиваться малому и среднему бизнесу?

— Налоговый кодекс необходимо дополнить положениями, отражающими позицию государства по этому вопросу. Уже сегодня можно вести речь об индексации предельных размеров выручки, являющихся критериями применения упрощенной системы налогообложения, а также о расширении перечня расходов, принимающихся при исчислении единого налога при УСН.

Одним из препятствий для применения УСН является проблема «принудительного» освобождения от уплаты НДС. Ее решение могло бы стать серьезным стимулом для перехода на этот спецрежим и в целом повлиять на деловую активность.

Следует подумать также о возможности восстановления патентной системы для индивидуальных предпринимателей, занимающихся малым бизнесом.

После завершения реформы налоговая система должна стать:

  • Во-первых, необременительной для бизнеса. Ине только по уровню налоговых ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности.
  • Во-вторых, справедливой для всех экономических агентов. Условия налогообложения должны быть равными для предприятий, работающих водной сфере
  • В-третьих, налоговая система у нас по-прежнему ориентирована на фискальную функцию в ущерб другим, прежде всего функции стимулирования роста конкурентоспособности. И в этой связи законодатели намерены сделать все возможное, чтобы налоговая система России стала более благоприятной для инвестирования и развития отечественного бизнеса